Прекрасный случай — это «Случай в квадрате 36-80». Некоторые пояснения на авиационную тему.

Здравствуйте, друзья!

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

На самом деле - это кабина АН-12.

Не могу причислить себя к киноманам, но кино люблю, и вполне понятно :-), что одна из любимых моих тем — авиационная. Однако с этой темой как в советском, так и в российском кинематографе всегда были некоторые специфические проблемы. Если говорить точнее, то я имею ввиду авиационную технику, то, как она представлена в различных фильмах, насколько правдоподобно выглядит она сама и действия с ее участием на экране.

На эту тему я писал уже в статье «Самолет и кино». Всегда довольно критически относился к таким вещам, однако «агрессивным критиком» себя назвать не могу :-). Есть в авиационном сообществе интернета такие люди, которые считают своим долгом наградить нелестными эпитетами практически любой фильм с использованием авиации, при этом уделяя совсем мало внимания положительным сторонам или вовсе о них забывая.

Любимое их занятие в этом случае — «обсасывание» различных киноляпов, кинематографических преувеличений и фантазий (скажем так :-)), без которых не обходится практически ни один кинофильм, связанный с темой авиации..
Фильм «Случай в квадрате 36-80» без этого, естественно, тоже не обошелся. Но я, уже будучи человеком авиационным, этот фильм впервые посмотрел, что называется, на одном дыхании, и все последующие мои сеансы ( их уже было немало :-)) проходили практически также.

А о недостатках этого кино (если их вообще так можно назвать :-)) я узнал много лет позже с чужих слов и, присмотревшись внимательнее, их, конечно, увидел. Но вот что интересно, когда я этот фильм смотрел в следующий раз, я об этих минусах как будто забыл. Они просто не всплыли в моем сознании ни в соответствующие моменты, ни после окончания кино.

В чем же тут дело? Да все просто. Фильм настолько хорошо снят, что никакие недостатки, спорного, вобщем-то, характера не могут ему повредить.

Ему присущ особый патриотический дух, который очень важен для того, чтобы фильм был не просто увлекательной современной стрелялкой, как на компьютере, а еще и, что называется, брал за душу. Это хорошо знакомо людям старшего возраста. К сожалению, современные российские фильмы, на мой взгляд, только подбираются к такому уровню, правда довольно успешно :-).

На одном из сайтов-фильмотек в комментариях к фильму «Случай в квадрате 36-80» я прочитал очень верную, на мой взгляд, мысль. «Сегодня ни за какие деньги такой фильм не снять. Для этого нужен какой-то залихвастский позитивный настрой».

К сожалению, сейчас с этим делом у нас туго. Очень многое изменилось. Армия и авиация (или то, что от нее осталось) совсем другая и люди уже не те. Хочется верить, что все утраченное еще вернется, однако, ломать, как известно, не строить.

А тогда, в начале 80-х все еще было на уровне. Режиссер Михаил Туманишвили снял подряд несколько остросюжетных фильмов, патриотических по духу, призванных воспитывать в сознании людей гордость за свою армию и государство (вполне заслуженно, я считаю).

В 1981 году вышел первый в его карьере режиссера фильм «Ответный ход». В 1982-ом – описываемый фильм «Случай в квадрате 36-80». Далее в 1984-ом – «Полоса препятствий», а в 1985-ом – «Одиночное плавание». Примечательно, что делала все эти фильмы одна и та же команда: режиссер Михаил Туманишвили, автор сценария Евгений Месяцев (бывший, кстати, военным журналистом), оператор-постановщик Борис Бондаренко и композитор Виктор Бабушкин. Только в «Полосе препятствий» сценаристом был Владимир Кунин.

Эти люди стали настоящими мастерами своего дела и снимали отличное кино. Много раз я уже все эти фильмы пересматривал и думаю, что это еще неоднократно повторится :-).

Но конечно фильм «Случай в квадрате 36-80» мне все же ближе. Ведь там одними из героев стали самолеты из моего детства — ТУ-16, ну, и, конечно, мастера-летчики, вместе с членами своих экипажей сделавшие их этими героями.
ТУ-16 — изумительная по красоте машина уже одним своим присутствием украшает это кино.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Красавец ТУ-16.

Большое впечатление производят качество и острота сюжета воздушных съемок. Что касается авиации, то съемки здесь все натуральные, сделанные конкретно для этого фильма за исключением, так сказать, посторонних кадров об уничтожении запущенной с подводной лодки ракеты. Там взлетают палубные ЯК-38 (для этого не предназначенные и без вооружения :-)) и стреляет МИГ-21 из совсем старой хроники.

Натурные съемки фильма «Случай в квадрате 36-80» проходили в большинстве своем в двух местах, точнее на двух аэродромах.

Основной, тот, что по сюжету и является аэродромом полка морских ракетоносцев ТУ-16 — это аэродром Остров-5 (аэродром Веретье, по названию близлежащей деревни). Происхождение этого замысловатого названия таково. Есть в Псковской области город Остров. А в нескольких километрах от него расположен авиационный гарнизон, как отдельное военное образование. Он получил название Остров-2. Были там рядом и другие гарнизоны, имевшие, соответственно, другие порядковые номера «островов» :-).

В нескольких километрах от Острова-2 как раз и расположен Остров-5. В тот период времени, когда снимался фильм «Случай в квадрате 36-80» на этом аэродроме базировались два полка морской авиации Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ), вооруженных ТУ-16-ми различных модификаций: 12 отдельный морской ракетоносный орденов Кутузова и Александра Невского авиационный полк (12 ОМРАП) и 342 отдельный авиационный полк радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

12-й ОМРАП был полком с большой историей, богатыми боевыми традициями и опытным летным составом. Экипажи 3-ей авиационной эскадрильи (3 аэ) этого полка как раз и участвовали в съемках на базе аэродрома Остров-5.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Аэродром Остров-5, по фильму базовый.

Когда снимали исключительную по накалу и мастерству летчиков сцену дозаправки в воздухе (где-то над Новгородской областью), в то время как этому создавал активные помехи американский «Орион», в кресле командира заправщика находился А. Епифанов, в кресле командира заправляемого ТУ-16 А.Максимов (зам. командира полка).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Начальный этап дозаправки (по фильму).

По некоторым (непроверенным, впрочем :-)) данным сам режиссер М. Туманишвилли находился в это время в кабине заправляемого самолета и руководил воздушной съемкой, в осуществлении которой участвовал и начальник связи 3-ей аэ А. Валиуллин.

А сцена получилась, конечно, знатной :-), кадры просто восхитительные. И пилотаж экипажей ТУ-16 во взаимодействии с самолетом, изображавшим «Орион», так близко подошедший к нашей паре, был на очень высоком уровне. Вы и сами это наверняка уже оценили :-).

Теперь что касается изображавшего… По сюжету — это должен быть береговой (базовый) патрульный самолет американских ВМС Lockheed P-3 Orion (может быть в различных модификациях, в том числе и противолодочной P-3C). К сожалению, в кладовках Мосфильма и на складах Министерства обороны «Ориона», необходимого для съемок, не нашлось :-). Поэтому вместо него в фильме участвует противолодочный самолет ИЛ-38 авиации ВМФ СССР.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Базовый патрульный самолет Lockheed P-3 Orion.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Противолодочный самолет ИЛ-38.

🙂 Шутить я пытаюсь потому, что некоторые особо ярые «критики» записывают этот факт в недостатки фильма. Какой же это недостаток? Вполне понятно, что без замены здесь обойтись было невозможно, а сама замена оказалась достаточно, так сказать, выгодной.

Дело в том, что P-3С Orion и Ил-38 — самолеты одного класса и довольно близки по компоновке, поэтому внешне замена вполне логична. Оба эти аппарата, как у нас, так и у американцев, несмотря на почтенный возраст до сих пор летают, и самолетам нашей дальней авиации частенько приходится с ними «видеться» над нейтральными водами. Так что сцена разговора командира нашего заправщика майора Геннадия Волка с командиром «Ориона» майором Армстронгом хоть выдумана и маловероятна, но тем не менее имеет право на жизнь :-).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Нейтральные воды. Навязчивое сопровождение.
Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Нейтральные воды. Р-3С "Орион" сопровождает наш ТУ-142М.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Тоже назойливое сопровождение.

«Живой» ИЛ-38 для съемок фильма «Случай в квадрате 36-80» взяли из состава 145-й отдельной противолодочной авиационной эскадрильи Балтийского Флота (ОПЛАЭ БФ), которая базировалась на аэродроме Скултэ (Латвия). Самолеты 145-й и сам аэродром мне хорошо знакомы. Дело в том, что там же, в Скултэ находилась стоянка самолетов учебного аэродрома принадлежащего военному училищу, которое я заканчивал (Рижское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище им. Я. Алксниса). Мы еще будучи курсантами туда частенько ездили прямо через военный городок морской авиации.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Кабина экипажа Р-3С "Орион" (передняя часть).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Кабина экипажа ИЛ-38 (передняя часть).

А стоянки самолетов эскадрильи располагались на одном летном поле с аэропортом «Рига», только с другой стороны взлетно-посадочной полосы. ИЛ-38-е пользовались одной полосой с гражданскими самолетами. Взлетая, они часто уходили прямо через Рижский залив на Балтику, проходя при этом над пляжами Рижского взморья. Приходилось не раз наблюдать за этим. Зрелище впечатляющее :-).

Вот такой самолет на время съемок стал, можно сказать, американским :-). Для этого его, конечно, пришлось немного подкамуфлировать., нанести соответствующие знаки различия. Эта операция производилась на аэродроме Остров-5. Надо сказать не очень-то качественно. Потому что красные звезды на нижней поверхности крыла ИЛ-38 закрашены, мягко говоря, посредственно. Это очень хорошо заметно, когда «Орион» проходит над нашим заправщиком с целью создания ему помехи в пилотировании.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Отлично видна плохо закрашенная звезда. Прапорщики нерадивые :-)...

Народная молва говорит, что это произошло из-за того, что двое прапорщиков, занимавшихся камуфлированием использовали часть краски на собственные нужды. Сейчас уже правды не узнаешь, но, вобщем-то, все возможно. Племя прапорщиков в то время пользовалось определенной незавидной славой, впрочем не всегда оправданной.

С экипажем американского самолета, кстати, связана парочка киноляпов, которые, однако, рядовому зрителю совсем незаметны. Разговаривая с Волком в воздухе, Армстронг вдруг оказывается в правом кресле в кабине своего лайнера :-). Командир, ведь в полете занимает левое кресло, но для того, чтобы видеть наш заправщик, идущий справа, и жестикулировать в разговоре так, чтобы видел Волк, нужно сидеть тоже справа. Вот так и получаются определенные «фокусы в кабине».

Кстати, капитан Гремячкин тоже в определенном смысле прыгает с места на место :-). Он в экипаже Волка летал на правом кресле, то есть в качестве помощника командира корабля, а на спасателе летит на левом, то уже есть в качестве командира. На самом деле это невозможно (если, конечно, он уже не был допущен к полетам в качестве командира корабля), командиром надо сначала стать и быть к этому допущенным.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

ТУ-134, в таком сидел "американский" экипаж.

А вообще сама кабина американского экипажа — это кабина не «Ориона», а нашего пассажирского ТУ-134. Но тут все ясно, вобщем-то. Свободного «Ориона» ведь, как известно, в наличии не оказалось :-). Да и сами артисты в настоящих «летных» сценах на борту ТУ-16 не участвовали (думаю, что и на сам этот борт вряд ли стремились). Практически все эпизоды, где члены экипажа по сюжету фильма находятся на своих рабочих местах во время полета на самом деле сняты на земле. Есть, правда, некоторые исключения.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Вот на таком же месте сидел майор Армстронг во время разговора с майором Волком.

Штурман Скиба (Михай Волонтир) во время взлета в первой половине фильма сидит на своем месте в обрамлении остекления носовой части кабины. Хорошо видно, что это реальный взлет. Вот только штурманское кресло стоит не на ТУ-16, а на транспортном АН-12.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Транспортный самолет АН-12. Такой же участвовал в съемках фильма "Случай в квадрате 36-80".

Дело в том, что часть съемок проводилось на борту этого самолета (в том числе и в воздухе). Ведь не только Скиба, но и другие члены экипажа во время действия фильма (то есть в течение своего полета) иногда «вдруг» оказываются в кабине АН-12-го. Та же история с экипажем капитана Гремячкина.Только рядовой зритель об этом не догадывается, да и мне, честно говоря, как-то не очень неважно, что такой факт существует :-).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Снято в кабине АН-12-го.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Михай Волонтир в кабине АН-12 (по фильму штурманская ТУ-16).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Командир огневых установок в ТУ-16 по фильму. На самом деле кормовая кабина АН-12.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

А вот это на самом деле ТУ-16.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Это тоже ТУ-16.

Съемки в АН-12-ом, как в воздухе, так и на земле, делались на втором аэродроме из тех двух, о которых я говорил выше. Называется этот аэродром Кача (расположен в Крыму недалеко от Севастополя, практически на берегу Черного моря). Он находился в распоряжении морской авиации Черноморского флота ВМФ СССР.

АН-12, на борту которого проходили съемки, принадлежал 917-му отдельному траспортному авиационному полку авиации Черноморского флота (917 ОТАП ВВСЧФ). На снимке ниже изображены Михай Волонтир и его «инструктор», штурман АН-12-го Г.Бударин.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Михай Волонтир и его "Инструктор" штурман АН-12-го Г.Бударин на фоне "съемочного" самолета.

На аэродроме Кача проводились и съемки знаменитого пробега заправщика ТУ-16 после его вынужденной посадки без топлива с остановленными двигателями, когда он (по сюжету) сел на заброшенный аэродром, сбивая при этом всевозможные препятствия и врезавшись перед окончательной остановкой в старый ангар.

Помню после первого просмотра фильма «Случай в квадрате 36-80» я все думал, как же это снимали. Неужели это была на самом деле такая аварийная посадка, ведь пробег был реальный, и все его обстоятельства сняты очень хорошо? К тому же самолет основательно повредили, даже жалко его стало :-).

На самом деле никакой аварийной посадки, конечно, не было. Однако самолет был настоящий и пробег тоже. С соседнего аэродрома Гвардейское (около 50 км от Качи, 13 км от Симферополя) из 124-го МРАП перегнали подготовленный к списанию ТУ-16 и летчик Ю.Карцев из этого полка выполнил на нем несколько реальных пробегов по грунту (по количеству дублей). Получилось, по-моему очень здорово и абсолютно реально.

Интересно, что хоть сама вынужденная посадка снималась на южном аэродроме, северный пейзаж в виде живописных скал и маленьких голубых озер, который видел экипаж Волка во время планирования без двигателей был на самом деле северным. Кадры этой местности снимались в районе поселка Териберка (теперь это уже город), расположенного на Кольском полуострове. Там же находилась и посадочная площадка, которая была видна из кабины ТУ-16-го.

Такая вот интересная кухня. Специфичная обстановка, необычные обстоятельства, сложные съемки. В таких условиях без ляпов, мне кажется, не обойтись :-). Однако в этом фильме они какие-то мягкие, совсем не кричащие. Но это удел «критиков» :-). Человек, увлеченный фильмом, их попросту не заметит.

Например, по ходу фильма «Случай в квадрате 36-80» заправщик майора Волка периодически меняет свой номер и внешний облик. Сначала это борт 17 (при посадке экипажа и взлете), потом 21 (во время руления), а на пробеге после вынужденной посадки – это уже борт 55 и далее 86. Еще интересный факт: когда экипаж садился в самолет, вокруг лежал снег, а когда выруливал на старт, уже вовсю цвели цветы :-).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Перед вылетом. Бортовой номер 17.

Прекрасный случай — это «Случай в квадрате 36-80». Некоторые пояснения на авиационную тему.

Выруливание. Номер борта - 21.

Более того перед самой посадкой на вынужденную ТУ-16-й вдруг превращается из обычного самолета с остекленной кабиной штурмана (в которой, кстати, сидел Скиба) в другую модификацию ракетоносца с большим обтекателем радиолокационной антенны вместо этого остекления. Кадры не совсем правильные, но, конечно, эффектные :-). Ради этого, видимо, и были использованы.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Ракетоносец иной модификации.

В течение полета танкер то приобретает вид обычного самолета (не заправщика), то вдруг становится носителем ядерного оружия. Такие ТУ-16-е окрашивались снизу специальной краской кремово-белого цвета для отражения теплового излучения ядерного взрыва. Это хорошо заметно, когда самолет отваливает с правым креном от «Ориона» Армстронга после окончания разговора.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Специальное покрытие самолета-носителя ядерного оружия.

Отдельно стоит сказать о втором самолете, участвовавшим в экстремальной дозаправке. В фильме «Случай в квадрате 36-80» показан так называемый спасательный комплекс «Фрегат», стоявший тогда на вооружении нашего ВМФ. В него входили самолет ТУ-16С и катер того же наименования. Катер был активным спасательным средством и после сброса на парашюте выводился в район бедствия по радио.

В бомбоотсек он не мог быть помещен из-за своих размеров и поэтому подвешивался под самолет. Естественно никаких людей (спасателей) во время сброса на парашюте в нем быть не могло. Он, как я уже сказал, управлялся по радио.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Взлетает ТУ-16С с катером "Фрегат".

Сам ТУ-16 тоже не предназначен и не имеет условий для перевозки людей и тем более для их десантирования (в том числе и из бомболюка). Поэтому как попали спасатели вместе с их командиром, постоянно «торчавшим» в кабине самолета капитана Гремячкина на спасательный катер не очень понятно (хотя в кино они и садились в ТУ-16-й) :-).

По кадрам фильма они перед сбросом сидят в каком-то странном помещении. Не совсем ясно где это снималось. Но видимо подразумевается, что они сидят в лодке. Точность была принесена в жертву эффектности. Ну и вобщем-то неплохо получилось, если не вдаваться в подробности :-).

А что касается дозаправки самолета Гремячкина, то видно, что катер «Фрегат», находившийся у него под фюзеляжем при подлете к району дозаправки, во время самого процесса оттуда исчезает. Видимо по условиям съемок нельзя было осуществить дозаправку именно ТУ-16С.

Похоже, что режиссер фильма «Случай в квадрате 36-80» об этом был осведомлен и попытался поправить положение, потому что перед началом дозаправки четко звучит фраза: «Убрать Фрегат в бомболюки.» Однако сделать это в действительности, как я уже выше писал, невозможно. Ну уж как есть, так есть :-).

Еще одна любопытная деталь. Экипаж в фильме одет в специальные костюмы (оранжевого цвета), так называемые высотные морские спасательные комплекты (в данном случае ВМСК-4). Выглядит это конечно красиво и очень внушительно (мне понравилось :-)), но, так сказать, не совсем правомерно.

Такие комплекты применяются для обеспечения нормальной жизнедеятельности экипажа во время полета на больших высотах и при больших перегрузках, в том числе и при разгерметизации кабины. Кроме того он обеспечивает работоспособность летчика при катапультировании над водной поверхностью. ВМСК-4, например, позволяет летчику продержаться до 12 часов в воде с температурой 0 градусов (по крайней мере должен это делать :-)).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Комплект ВМСК-4.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Защитный шлем летчика ЗШ-5.

Такие комплекты применялись на высотных и скоростных самолетах (вместе с защитным шлемом ( например ЗШ-3, ЗШ-5 ) или гермошлемом, а не с обычным кожаным шлемом (шлемофоном), как показано в фильме), но на ТУ-16 они не использовались никогда. Класс самолета не тот и конструкция этого не предусматривает. Максимум, чего оранжевого летчики морской авиации могли на себя надеть — это обычные спасжилеты :-). Но тоже кстати не всегда и не везде.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Экипажи перед летной сменой. Все одеты в спасательные жилеты, никаких ВМСК.

Да и самого Волка в концовке фильма «Случай в квадрате 36-80» тоже вырядили несколько «не по моде». По сюжету он в конце концов переучился на новый, более совершенный тип самолета, и на последних кадрах фильма он поднимает его в воздух.
В оригинале взлетает самолет-разведчик ТУ-95РЦ. Он, конечно, помоложе ТУ-16-го, однако об особой новизне я бы говорить не стал. На мой взгляд на его месте повнушительнее бы выглядел ТУ-22М2 (или даже М3). Возможности в этом плане у съемочной группы, наверное, были ограничены (что вполне понятно в то время).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Базовый противолодочный самолет ТУ-142М3.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Кабина ТУ-142.

Но более любопытно то, что майор Волк сидит не в кабине ТУ-142, а в кабине гражданского пассажирского самолета ИЛ-86 (видимо, что подвернулось под руку :-)). Кроме того на нем надет защитный шлем (ЗШ-5, по-моему) и высотно-компенсирующий костюм (вроде как ВКК-6М).

Прекрасный случай — это «Случай в квадрате 36-80». Некоторые пояснения на авиационную тему.

Майор Волк в кабине ИЛ-86 (подразумевается ТУ-142).

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Пассажирский лайнер ИЛ-86.

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Кабина экипажа ИЛ-86. Волк по фильму сидел в левом таком же кресле.

Этот костюм предназначен для выполнения примерно тех же функций, что и ВМСК-4, только без спасения на воде. Вся эта «одежда» на нескоростных и невысотных самолетах наземного базирования (типа ТУ-16, ТУ-95, ТУ-142, ИЛ-38) не применялась и не применяется. Вот если бы Волк взлетал на ТУ-22МЗ (они есть в составе российской морской авиации), тогда я бы все понял и порадовался за него :-). Но увы…

Отличный фильм "Случай в квадрате 36-80".

Высотно-компенсирующий костюм ВКК-6М.

Впрочем есть эта радость или нет :-), но уверенность в мастерстве наших летчиков ощущается четко. И по ходу фильма как-то само собой не подвергается сомнению возможность посадки тяжелой машины без двигателей на неподготовленную площадку :-). Однако, есть одна деталь о которой нельзя не упомянуть.

Когда генерал Павлов (Анатолий Кузнецов) узнав, что до берега осталось 400 км, задает Волку вопрос «дотянем ли?», хочется ему сразу ответить, что вряд ли :-). Зная аэродинамику ТУ-16-го несложно прикинуть, что ему просто не хватит высоты, чтобы пролететь такое расстояние с неработающими двигателями.

Но они его пролетают и совершают, вобщем-то, благополучную посадку. И это правильно :-). Закон жанра, который должен стать законом жизни. Именно для этого такие фильмы и снимают.

7 декабря этого года исполнится тридцать лет со дня выхода фильма «Случай в квадрате 36-80» на экраны страны. Давно уже не летает красавец ТУ-16, расформированы авиационные полки, самолеты которых принимали участие в съемках, пришли в печальный упадок некогда мощный летный центр морской авиации Советского Союза аэродром Остров-5 и ровесник российской авиации заслуженный аэродром Кача. Нет в живых многих из тех, кто показывал свое высокое летное мастерство при съемках фильма.

А сам фильм живет и до сих пор пользуется высокой популярностью, даже среди молодого поколения. Он, как некое наследство, как некая (пусть и малая) часть того, что потеряла наша авиация в период смутного времени.

Это один из самых лучших советских фильмов в своем классе и таковым уже останется навсегда.

Если вы по какой-либо причине его еще не смотрели или смотрели уже очень давно, обязательно посмотрите, получите удовольствие :-). При этом совсем необязательно вспоминать о вышеописанных недостатках. О них наверняка интересно было узнать для общего, так сказать, развития, но какой-либо существенной роли в общей картине действия они не играют. Это замечательный фильм!

До новых встреч.

Фотографии кликабельны.

This entry was posted in АВИАИНТЕРЕСНОСТИ and tagged , . Bookmark the permalink.

91 Комментариев: Прекрасный случай — это «Случай в квадрате 36-80». Некоторые пояснения на авиационную тему.

  1. Александр говорит:

    а ведья на таком летал, бортстрелком.. 1978-1980гг… красавец самолет….ностальгия..

    • admin говорит:

      Ностальгировать есть по чему… Машина изумительная по красоте (да и не только, мне кажется)…

  2. краснофлотец говорит:

    Кстати, «майор» Армстронг — это резало слух ещё при первом просмотре, в 83-м. Немного досадно и сейчас. Дело в том, что это у нас флотские звания в ВВС ВМФ заканчиваются на ст.матросе, а далее идут армейские… У пиндосов же, в моравиации все звания флотские.Так что никаких майоров нет в принципе, а есть — лейтенант-командер. И это при наличии в списке консультантов фильма ген.полк. авиации Мироненко — нашего командующего ВВС ВМФ в то вреия.Человека конечно уважаемого но…Не подумайте, что брюзжит старик, ничего личного…Это от любви к искусству. С уважением. Краснофлотец.

    • admin говорит:

      :-)… Согласен с этим. Но, что звание, что фамилия — достаточно звучные, для непосвященных звучит эффектно. Видимо на это и расчет у кинематографистов… 🙂

      • Костя говорит:

        Мне кажется, в кино никогда не может быть 100% достоверности, если это кино не документальное. А как раз эти «помарочки», «недочеты» довольно занятно разбирать, особенно, если человек опытный, знающий тему фильма!

        Из моих последних размышлений по сюжету фильма, наверное как раз специалист по ремонту реактора зашел в каюту капитана и включил разрешение на стрельбу, прежде чем подать SOS. Потому что после этого кто-то из экипажа выразил такую мысль, что некто добрался до пульта. Похоже Алан что-то и натворил! ))

  3. Игорь говорит:

    Да я там так мимо проходил,встречал лётчиков и с 967 одрап и 24 оплап.)))
    По ул. Гвардейской и Авиаторов а там и на Гавриловку свернуть ….

  4. Сергей говорит:

    Здравствуйте. Ну, вот! А мне отец говорил (он в период съёмок служил в Североморске-1, был техником по вооружению на ИЛ-38), что снимали их самолёт с «07» на борту, я ещё с детства гордился, что в этой «семёрке» я лазил, когда с батей был у него на службе. Теперь детский миф рассеян получается? 🙁

    • admin говорит:

      Ну что тут скажешь… По всем имеющимся сведениям (и отзывам ветеранов) ИЛ-38 был один, тот, что со Скулте… О других упоминаний нет, к сожалению…

      • Сергей говорит:

        Попытаю батю 🙂 В городе ездила «шестёрка» с пантерой на заднем стекле, как на субмарине «врагов», говорили, что тот же художник нарисовал. Интересно всё это…

  5. краснофлотец говорит:

    Отличный фильм, хороший и грамотный коментарий. Маленькая поправка — в концовке Волк взлетает на Ту-95 рц, а не на Ту-142. Краснофлотец. Ветеран 304 ОДРАП, летал в те годы КОУ.

  6. Юрий говорит:

    Юрий, добрый день! Прочитал с удовольствием, и эта фраза: «Но они его пролетают и совершают, вобщем-то, благополучную посадку. И это правильно 🙂 . Закон жанра, который должен стать законом жизни. Именно для этого такие фильмы и снимают», самое главное резюме! И плевать на мелкие нюансы и неточности, без этого ни один фильм не обходится, а кому не нравится, пусть снимут лучше и покажут нам 🙂
    Фотографии порадовали, бывал в 76 дивизии ВДВ в Пскове и видел описываемые Вами самолёты в небе, красивое зрелище, кстати о птичках 😉 Как Вам вот этот кадр? http://fotki.yandex.ru/users/saygon61/view/505055/?page=0
    Всего самого наилучшего.
    С улыбкой,
    Юрий.

    • admin говорит:

      Кадр классный! Я так понимаю, сами снимали? F-16-е во всей красе, похоже турецкие…. Интересно, можно ли им так близко к коммерческим лайнерам подходить?

      • Юрий говорит:

        Вы авиатор и Вам лучше знать все небесные нюансы, думается что безопасность полётов не допускает подобное сближение, но этот кадр всего лишь удачная шутка. Рад что понравилось 😉
        Удалось осилить «Вечер наступит не завтра»? Друзья пишут что окончание получилось «скомканным» и требуют продолжения банкета ))) Кстати, все действующие лица вполне реальные люди с настоящими именами.
        Удачи Вам,

        • admin говорит:

          :))))))….. Ага… Это значит я купился :)… Но ведь было на что :-). Фото, хоть и искусственное, но хорошее, это точно.
          Пока не читаю… проблемы со временем как всегда :-)… Но вот сегодня улетаю в Таиланд для спокойного отдыха… Там точно почитаю…. Расскажу потом…

  7. Евген говорит:

    А как снимали этот фильм правдиво указано здесь:

    .avsim.su/forum/topic/120798-kak-snimali-sovetskiy-hudozhestvenniy-film-sluchay-v-kvadrate-36-80/

    • admin говорит:

      Да, я уже читал, спасибо! Дополнительные сведения касательно других авиационных частей, участвовавших в съемках появились в комментариях. С их помощью обязательно дополню статью…

  8. Евген говорит:

    Хороший,добрый и грамотный очерк.Спасибо!Ветеранам МРА ВВС ВМФ СССР,их семьям,детям и внукам,понравилось.Супер!

    • admin говорит:

      Рад, что нравится :-). Особенно тем людям, которые к этому были близки. Продолжаю собирать кое-какой материал по этому фильму. Надеюсь сделать дополнение к статье в скором времени…

  9. Александр говорит:

    Этот фильм очень люблю и часто пересматриваю. Срочную службу служил воздушным стрелком-радистом после окончания 22-й Краснознамённой Канской школы ВСР в 70-е годы. Лётная специальность для военнослужащих срочной службы – редкая и почётная. Особое внимание, естественно, на ВСРа и КОУ, хоть и действий ВСРа (в отличие от КОУ) было не много. Непонятно, правда, как там ВСР – матрос, находясь на срочной службе женившись, живёт на «съёмной квартире у старушки». Любому из нас тогда такие обстоятельства очень даже бы понравились!

    • admin говорит:

      У меня отец летал в должности КОУ, так что наслушался интересного :-). А насчет съемной квартиры — это кино. Там все возможно :-)….

  10. Игорь говорит:

    Юрий ,по возможности,отпишитесь мне на почтовый ящик,возможно вам будут интересны некоторые фото из наших архивов.

  11. Игорь говорит:

    Добрый вечер,всем.
    Продолжу немного,из общения с ветеранами МА,от штурмана Ов-5:
    «Летал на Ту-16 на съёмках на ДЗТ. Что бы оператору было лучше видно. сняли ОПБ. съёмки велись в нашей зоне ДЗТ.
    Проход Ориона имитировали так, Семивеличенко стоял. а мы подбирались под него. приятного мало… винты дуют сильно…. Главное. чтобы не перевернуло… На ЗЩ летали только с Рыжковым. Заправлялись и Епифанов и Максимов. Чаще Максимов. Воду снимали летая в Рижский залив. ходили втроём Ил-Ту-16. Ту-134.
    Туманишвилли летал только на Ту-134.»
    P.S. Семивеличенко Александр Ильич КК того самого Ил-38,бортовой 72 со Скулте.
    Выпускник 72 -го года, знаменитого училища ОВВАКУЛ им. Полбина
    «СЕМИВЕЛИЧЕНКО Александр Ильич

    Родился 26 марта 1951 года в г. Оренбурге. С 1966 года по 1968 год проходил обучение в школе юных космонавтов под руководством Героя Советского Союза Климова. В ОВВАУЛ поступал имея хорошее представление об авиации. По окончанию училища был направлен для дальнейшего прохождения службы в авиацию ДКБФ, где начал службу в морском ракетоносном авиационном полку в гарнизоне Быхов. Летал помощником командира корабля на самолете Ту-16. В 1973 году был переведен служить в гарнизон города Рига и стал летать на самолете Ил-38. Через несколько лет переучился и был назначен на должность командира корабля. За время службы часто выполнял специальные задания в Индии, Ливии, Южном Йемене. За мужество и высокий профессионализм при выполнении специальных заданий награжден орденом «Красная звезда». Во время одной командировки получил укус какой-то тропической летающей живности, заболел. Правая рука стала плохо двигаться. Уволен из рядов ВС по состоянию здоровья в 1985 году. Майор.»©

  12. Костя говорит:

    Привет всем еще раз!

    Юрий, на днях появилось время между делами, и потянуло меня … снова пересмотреть фильм, 69 минут на одном дыхании! ))
    уж не знаю, такого еще не было, чтобы так часто тянуло к одному фильму. Видать, действительно, настолько удачно снятый фильм, что просто не надоедает.

    На этот раз пытался еще внимательнее вглядываться в кадры, с учетом прочитанного и увиденного в Вашей статье.
    Иншакова как ни искал глазами, отчетливо нигде не заметил, зато увидел в титрах) Похоже, да, во «Фрегате» был, ну или еще где-то в гидрокостюме.

    Не сказать,чтобы неточность — но возник вопрос, как мог майор Армстронг, будучи на корабле у адмирала Ринка, вскоре пересесть на «Орион», который явно с крейсера и даже с авианосца не взлетит.

    • Игорь говорит:

      Доставлен с борта корабля вертолётом например на авиабазу Буде в Норвегии на которой и до сих пор базируются «Орионы»

  13. Игорь говорит:

    Здравствуйте,Юрий.
    Прочли с интересом,разрешите добавить немного про съёмки:
    Случай в квадрате 36-80″,1981 год , 967 одрап, с-т ту-134ш, Экипаж Кк м-р Давыдов В.Н., прав.инспектор п-к Белоногов В.А.,шт к-н Зуев Ю.А.,второй штурман Карташов С.,борт. тех. ст.л. Малухин П., механик пр-к Кучевский А.,радист…?. Взлёт АС Оленегорск со съёмочной группой Мосфильма на борту ,На 10 мин позже взлетела группа Ту-16 967одрап с АС Ровный (в тот период С-1 был закрыт-ремонт ВВП) Встретились в районе п-ва Рыбачий с курсом «0».Произвели съёмку ДЗТ в воздухе над морем, Далее курс на о.Кильдин,мы и один из Ту-16зщ .Перед ним курс «90» со снижением и съёмка имитации захода на вынужденную посадку на полевой АС,(а сел в Крыму) Заключительный этап съёмки над Кольским заливом,это сброс «Фрегата» экипажем М-ра Каптилова Е к/о АСС…
    На Каче три дубля делал капитан Карцев (картонный сарай сносил) и по грунту гонял…

    • admin говорит:

      Большое спасибо за информацию! Обязательно откорректирую под нее статью. Слышал об участии в съемках ТУ-134, но неконкретно, теперь буду знать. А откуда источник, если не секрет? Быть может Вы имели к этому непосредственное отношение? Нет ли у Вас более подробной информации об ИЛ-38, участвовавшем в съемках?

      • Игорь говорит:

        Да никакого секрета,мой отец в то время был в составе экипажа командующего Ту-134ш ,штурманом корабля.Как раз осваивали они новым экипажем пересев с Ту-16 разведчиков полка на Ту-134 «одолженный» в Николаевском центре ,аэродромы на Кольском,ждали с завода новый борт Ком.КСФ салон и в съёмках фильма поучаствовали.

        • admin говорит:

          Понятно :-). Спасибо еще раз. А об ИЛ-38-ом, участвовавшем в съемках у Вас случайно нет подобной информации?

          • Игорь говорит:

            Есть где то и фото на его аэродроме со штатовской звездой на борту,только надо мне уточнить информацию у ветеранов МА,переспросить ,так рассказывали а я и не записывал,но они на связи,так что переспрошу,обязательно сообщу.

          • admin говорит:

            Спасибо, Игорь. Если будет возможность, сообщайте. Для общей пользы. Я и читатели будем Вам очень признательны. Такие вещи, особенно из первоисточников, забываться не должны…

  14. Костя говорит:

    Уважаемый автор!

    На днях снова не удержался и в свободное время одним махом посмотрел полфильма… И снова, как будто в первый раз. Не надоедает эта картина! Современные фильмы таким качеством особо не выделяются…

    Вдруг узнал такой факт,что в этом фильме принимал участие Александр Иншаков, известный каскадер. Пытался найти информацию — где же, в каком моменте. Но безуспешно.
    Может быть Вы знаете, или можете узнать, в каких эпизодах и кого дублировал известный каскадер??
    Просто очень любопытно! Спасибо.

    И еще один вопрос, на который ответ не нашел. Вы случайно не постопам своего отца пошли? Вы — военный летчик?

    • admin говорит:

      Совершенно с Вами согласен :-). По поводу Иншакова, к сожалению, нет у меня точных сведений. Снимался в эпизоде, как актер и на этом все… Я так подозреваю, что он — один из спасателей, которые десантировались к американской лодке. Хотя рассмотреть что-либо толком сложно.
      По поводу профессии… Я писал об этом на страничке «сайт об авиации». Я не летчик к сожалению :-). В свое время поступал, не прошел по здоровью. Хотя думается мне, если бы проявил настойчивость, все бы получилось. Короче в итоге стал инженером. Потом подлетывал, на чем мог, с парашютом прыгал :-)… А отец у меня тоже в авиации служил. Он по образованию — авиационный радиотехник. Несколько лет летал на ТУ-16 в задней кабине в качестве командира огневых установок. Неоднократно участвовал в корректировке дозаправки в воздухе. Вот как-то так :-)…

  15. Максим говорит:

    Спасибо Вам за интересное освещение этой темы! По ходу прочтения комментариев, у меня возникло пару вопросов. Каким образом летные комбенизоны спасают от перегрузок? И как достигается герметизация в пассажирских лайнерах — ведь это очень большой обьем, и полностью все загерметизировать очень трудно..Спасибо.

    • admin говорит:

      Прошу прощения за поздний ответ…. Оправдываться не пытаюсь :-).
      По вопросам… Перегрузки, скажем так, помогают преодолевать противо-перегрузочные костюмы (ПКК). Принцип их действия объясняется упрощенно так. При возникновении перегрузок кровь в организме отливает от одних частей тела и приливает к другим. Если, к примеру, кровь отливает от головы (то есть от мозга) и приливает к животу и ногам, то летчик становится неработоспособен (зависит, конечно, от величины перегрузки и особенностей организма), может временно ослепнуть, оглохнуть или вообще потерять сознание (то есть наступает гипоксия). Чем это чревато объяснять, думаю. не надо. Так вот ПКК создают внешнее давление на организм (обжимают его в нужных местах), чтобы уменьшить такого рода перетекание крови в нужный момент. Обычно это прилегающий (по размеру) костюм, снабженный чем-то вроде шлангов и карманов, которые в нужный момент через клапана, чувствительные к перегрузке наполняются под некоторым давлением. Это может быть кислород, воздух в зависимости от конструкции. Есть даже костюмы с водяным наполнителем (не у нас)…. Вот как-то так :-)..
      По поводу герметизации все так же, как и в относительно небольших самолетах. Корпус герметичен за счет использования вобщем-то традиционных методов (наименьшее количество стыков, спецматериалы, герметики и т,д,), а двери герметизируются с помощью спецмеханизмов. Во время полета салон постоянно наддувается системой кондиционирования, для создания в нем определенного давления по специальной программе. Все это несмотря на величину :-)…

      • sergey говорит:

        С ППК был у меня один случай. Самолет Л—29. Полет в зону на сложный пилотаж. Надо выполнять полупетли. На петле Нестерова перегрузка, где-то, 4-5 единиц. На полупетле в верхней точке скорость должна быть не меньше 200 км/ч и, соответственно, перегрузку держишь побольше. Иной раз, если движок слабый, до 6-ти. При скорости меньше 200-т, полубочку делать было нельзя и нужно было выполнять вторую половину мертвой петли. Ну, разгоняю скорость, перевожу самолет на кабрирование и потихоньку тяну ручку. Где-то в районе 4,5 g, в глазах темнеет. До черноты! И, уже, начинают вспыхивать яркие звездочки. Естественно, чисто инстинктивно ослабляю усилия на РУСе, уменьшаю перегрузку (а то, и вырубиться не долго). Конечно, скорости в верхней точке не хватает и приходиться заканчивать простую петлю. Что за черт, думаю? Вроде не болею. Даже недомогания мелкого нет. Да и на медосмотре никаких проблем не было. Ладно. Еще два раза я эту фигуру пытался выполнить. С тем же успехом. Пока не увидел на коленях шланг от ППК, не пристегнутый. Я даже обрадовался: Слава богу, со здоровьем порядок. Вообщем, закончил все комплексы без проблем. А объяснять на земле, почему «петель» лишних накрутил, даже не стал. ( Движок слабый был, не мог скорость удержать, не мог же я перегрузку под 8 выжимать?).
        Простая халатность при подготовке к полету. Элементарно не проверил работу ППК. А если бы пришлось выводить самолет из штопора или из другого сложного положения, с большими перегрузками? Чревато!

        • admin говорит:

          Спасибо большое за рассказ! Такого рода практические случаи — вещь неоценимая. С Вашего позволения использую этот рассказ в какой-либо из статей (от Вашего имени, конечно).

  16. Геннадий говорит:

    Хороший фильм! Смотреть было тем приятнее, что я служил в Острове-5 в 70х.

    • admin говорит:

      Фильм классный :-)… А если еще и через все это прошел, то интересней вдвойне. Знаю по себе….

      • Сергей говорит:

        А я ходил с друзьями на съемки посадки самолета с последующим «влетом» в ангар. Я жил в Каче. А штурман- инструктор Г.Бударин был моим соседом по лестничной площадке и сослуживцем отца. Спасибо за статью. Приятно вспомнить детство. Весь гарнизон ходил смотреть фильм….

  17. тристар говорит:

    Дури у правительств за всю историю нашей страны (именно страны, народ то за Мкадом) хватит еще на многие века, где ЕГЭШНИКИ будут стараться обгадить наше прошлое, а оно было прекрасное и направленное на развитие ВСЕГО народа, не считая последних 23 лет. И когда к власти пришли табуреточники, страна пошла под откос, так же как и жизнь народа.
    Вот в последнее время спохватились, наверное объелись ГМО, (слава богу,как говорят) .
    Деньги не приносят счастья — они только создают лишь некоторые коммунальные удобства (не мною впервые это сказано,но это АКСИОМА).
    А просматривая какой либо фильм, нормальный человек пытается понять его СУТЬ, а не выискивает в нем отступления от реалий, тем более в художественном произведении, как это делают теперешние ЕГЭшники.
    Страна была ВЕЛИКОЙ — она и есть таковая! (правда не определится с диагнозом правителей — никто не хочет умирать!, как в соответствующем фильме).
    А как прекрасны люди и, особенно дети, в наших богом (правительством)
    забытых деревнях!

  18. Nik говорит:

    На самом деле-это пропагандистские фильмы. Такие же «печёт» и Голливуд в США. Наверное, это неплохо для любой, уважающей себя Державы!

    • admin говорит:

      Ну кто ж спорит :-). Правильная пропаганда должна присутствовать в политике государства, иначе бардак будет… Но кроме пропаганды еще кое-что есть. Однобокость — вещь нехорошая, мне кажется, 🙂 и чрезмерно ею увлекаться не стоит…

  19. Костя говорит:

    Уважаемый автор!

    Не ожидал увидеть такую статью на просторах интернета, но это супер. Я бы сказал — научно-публицистическая статья. Познавательно, наглядно, читается на раз!

    Смотрел фильм неоднократно, недавно пригласил к просмотру жену, тоже в восторге от фильма. От того, как его снимали, что пропитан духом патриотизма, чувством гордости за страну. Почему сейчас не могут так же? Ведь ничего в этом нет сверхсложного — просто надо быть патриотом!

    По технической части, интересны многие детали и как они были сняты. Раньше думал, что снимались в фильме бомбардировщики Мясищева (3М или как-то так), позже узнал, что Ту-16. Схема дозаправки отличается от современной, притом, кажется, что зацепить шланг крылом намного сложнее, чем заправляться по принципу «конус-штанга» (вроде так современные истребители заправляются).

    Давно подумывал о том, что как-то чудом дотянул самолет до берега, когда в 400км от него или чуть ближе (через 1мин40сек) встали двигатели . По-моему, ни один самолет чисто на планере не сможет пролететь такое расстояние даже с высоты 20 км, правильно? 🙂

    Насчет списанного самолета на грунтовой полосе: тоже удивляла всегда реалистичность финальной сцены, и мысль сразу, а как же этот самолет потом, если по сюжету, эвакуировали бы оттуда, без топлива, побитый и т.д.?? Ведь в основном-то он целый остался 😉 И жалко же рабочий самолет так кромсать было для сцены, думал! Но раз списанный был, то постарались на славу))

    В общем, спасибо Вам за такое увлекательное пояснение к замечательному фильму!!! 🙂

    • admin говорит:

      Не за что :-)… Фильм этот очень люблю и смотрю периодически, хоть и знаю уже наизусть. К сожалению, сейчас такого не снимают. А почему? Не знаю, что и ответить… По поводу дозаправки у меня целая серия из пяти статей на сайте, в том числе и о ТУ-16 (http://avia-simply.ru/dozapravka-v-vozduhe-3/), а по поводу посадки без движков Вы правы, конечно. Но фильм ведь от этого не хуже, правда? 🙂

  20. Александр говорит:

    Спасибо. Понравилась и интересно.

  21. Александр говорит:

    Благодарю Вас, уважаемый админ, за подробный ответ.
    А что, есть такие люди у которых вообще не закладывает уши? Например, при резком заходе на посадку с высоты порядка 100м (на ЯК-18Т) уши закладывает ощутимо и приходится делать несколько энергичных глотательных движений. И второй вопрос, если Вам незатруднительно ответить.
    На ЯК-18Т есть прибор (забыл как он называется) ,от нуля стрелка идёт вверх (написано «подъём») или вниз (написано «посадка») с «плюсами» если стрелка идёт вверх(до 10) и «минусами» если вниз.При показании «-6»
    ВС очень резко пикирует. А что будет при «-10»? Совсем вертикально ВС идёт к земле, а при «+10» строго вертикально идёт вверх? Эти цифры обозначают градусы или это просто условные цифры?

    • admin говорит:

      Есть и такие :-). Многое, конечно, зависит от тренированности, особенностей организма и условий полета ( в т.ч., кстати и от психологического состояния). Например, парашютисты, совершая прыжок с задержкой раскрытия, а это бывает снижение (падение) где-нибудь тысяч с 2-ух, с 2,5 до 900-800 м далеко не всегда ощущают все это «ушами». Могу это сказать по собственному опыту. Зато потом уже на земле некоторые ощущения могут появиться. На сколько я знаю, у ЯКа кабина не герметична, автомата-регулятора давления нет, поэтому перепад давления при достаточно быстром снижении человек, особенно малотренированный почувствует.
      По поводу прибора. Это вариометр. Прибор, показывающий вертикальную скорость ВС. Приборы эти разные, потому что разные самолеты, градуировка может быть и до 30-ти. А 10 вовсе не обязательно означает вертикально. Просто ЯК не может (или не должен) иметь вертикальную скорость более 10 м/с. Другие самолеты могут за счет, например, иной аэродинамики или более мощных двигателей.
      Я сейчас готовлю статью, где и об этом приборе будет упомянуто. То есть немного более подробно.

  22. Александр говорит:

    А какое давление (и постоянно ли оно на разной высоте или меняется) поддерживается в защитном шлеме летчика (ВКК-6М; ЗШ-5, «обычный» кожаный шлемофон, как на фото М.Волонтир)? Закладывает ли уши в таких шлемах?

    • admin говорит:

      Защитный шлем (типа ЗШ) на самом деле открыт и может применяться с кислородной маской. То есть в этом случае надо говорить о давлении не в нем, а в гермокабине. А в ней давление поддерживает специальный автомат по определенной программе. Давление это с высотой падает, но до определенного уровня. На пассажирских самолетах оно не бывает ниже давления, соответствующего примерно 2500 м, а на военных — 8000 м. Например на дальнем истребителе перехватчике ТУ-128 давление в кабине до высоты 2000 м поддерживалось равным атмосферному, от 2000 м до 7000 м — равное давлению на высоте 2000 м, а при полете выше 7000 м — падает параллельно атмосферному с перепадом 0,4. То есть на потолке 15400 м в кабине «будет высота порядка 6000 м». На разных типах самолетов свои программы регулирования давления в кабине. Если летчик одевает гермошлем (ГШ, он используется в комплекте с костюмом ВКК-6М, в частности; сам по себе ВКК-6М изолирующие функции не несет), это обычно бывает при полетах на высотах более 12000 м, то давление в нем меняется примерно так же. Кислородная маска используется для добавления кислорода в воздух, которым летчик дышит, под определенным давлением для сохранения с высотой его необходимого парциального давления. А насчет закладывания ушей… Это зависит от нескольких факторов. От совершенства и корректности работы системы наддува кабины, от «резкости» изменения высоты, от состояния здоровья человека на борту. У нормальных здоровых людей вовсе не обязательно закладывает, но может быть по-разному. У моего отца, например, летавшего на ТУ-16 в задней кабине (в кожаном шлемофоне) при снижении и наборе высоты частенько закладывало уши. Вот как-то так :-)…

  23. Светлана говорит:

    Вот это да! Фильму скоро 30 лет, а я его не смотрела! Нужно скорее ликвидировать этот пробел. А с самолетами, их кабинами и экипажами — прямо цирковые трюки. Спасибо! Фильм посмотрю!

  24. Очень интересная статья. Спасибо.

  25. Людмила говорит:

    Я считаю такая критика художественного фильма не по существу, это не документальный фильм, а вообще люблю старые советские фильмы, будет время зайду посмотреть еще раз, уже многое забылось

    • admin говорит:

      Правдоподобие — великая вещь для кино. В документальных фильмах она присутствует по определению, а в художественных, если ее нет, то фильм сильно проигрывает, особенно это касается фильмов на военную, техническую тематику и т.д. Фильм «Случай в квадрате 36-80» в этом плане как раз в очень выгодном положении, потому что сделан очень хорошо и в плане авиационном достаточно правдоподобно, несмотря на некоторые мелкие недочеты. Этот один из моих любимых фильмов, об этом я писал. И эта статья вовсе не критика, я об этом в ней же неоднократно говорил :-). Это просто, как и написано в заголовке, «Некоторые пояснения на авиационную тему», так сказать рассказ для любопытных, чтобы немного разобраться, как этот фильм делался…

      • Людмила говорит:

        Вот что значит не правильно выразить мысль, я имела в виду не Вашу статью, а когда от художественого фильма критики требуют четкой документальности, правдоподобие, конечно, должго писутствовать, но для художественного фильма замена одной марки самолета на другую, мне кажется не повлияет на сюжет, я считаю такую критику придирками, когда фильм хорош, то некоторые критики цепляются уже совершенно не по существу. А Ваша статья мне понравилась, интересно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *