Привет!
Повторяю вопрос. Что такое черный ящик самолета? Попробую пошутить и отвечу: ничего… 🙂 И, строго говоря, ответ правильный. Потому что, во-первых, не черный, а, во-вторых часто даже и не ящик. Слушая какой-нибудь телевизионный репортаж о тяжелом летном происшествии, можно услышать что-то типа «ведутся поиски черных ящиков» . Что-то замысловатое и таинственное.
На самом деле никакой тайны. На каждом современном летательном аппарате имеются технические средства объективного контроля – СОК. Обычно это бортовое устройство регистрации (БУР), которое фиксирует и сохраняет полетную информацию и бортовой магнитофон (БМ), записывающий переговоры зкипажа. Вся эта информация используется для оценки действий экипажа во время выполнения полетного задания, для контроля и диагностики работы систем самолета и, в случае какого-либо летного происшествия, для помощи в поиске причин, приведших к этому происшествию. БУР – это комплекс электронных блоков и кабелей. Один из этих блоков обязательно является накопителем полетных данных. Вот этот самый накопитель и есть таинственный черный ящик самолета. Если говорят о черных ящиках во множественном числе, то обычно имеется ввиду еще накопитель бортового магнитофона. «Черный ящик» на самом деле окрашен в ярко оранжевый цвет. Делается это для того, чтобы в случае аварии и разрушения летательного аппарата он был визуально заметен. Для облегчения поисков в блоки даже часто встраиваются радиомаячки. Устанавливается накопитель чаще всего в хвостовой части самолета или даже в киле. Это сделано для того, чтобы по возможности избежать повреждений, ведь киль, например, часто при авариях остается малоповрежденным. Сам электронный блок обычно помещается в титановый бронекорпус, с использованием специальной термоизоляции, которая позволяет ему находиться при температуре 1100 градусов Цельсия 30-40 минут без внутренних повреждений.
Оранжевая краска, кстати, тоже жаропрочная. Форма корпуса обычно цилиндрическая или шарообразная, если конечно это позволяет конструкция. Черный ящик самолета (вертолета) на самом деле очень полезный с практической точки зрения агрегат. А ведь еще не так давно летательные аппараты строились без них. Во время Отечественной войны в Советском Союзе стали появляться самолеты на которых регистрировались по два-три параметра, Однако бурное распространение БУР началось в первой половине 60-х годов прошлого века в зарубежной гражданской авиации. В СССР этим вопросом плотно занялись начиная с 1970 года после вступления в ИКАО. А произошло это потому, что по нормам ИКАО полет на международных линиях без средств объективного контроля запрещен. Первым государством законодательно закрепившим обязательность установки этой системы на все самолеты стала Австралия и именно австралийский ученый Дэвид Уоррен считается ее изобретателем.
Системы постоянно совершенствуются. На старых летатательных аппаратах стояли БУР, в которых параметры записывались чернилами по бумажной ленте. Понятно, какое тут могло быть качество и сохранность. Потом носителем информации стала фотопленка, а накопитель был по сути дела шлейфовым осциллографом. Сейчас в основном используются магнитные накопители. Информация здесь записывается в цифровом виде, а носителем является магнитная лента или специальная проволока. Появляются уже и регистраторы нового поколения с твердотельным носителем информации. Это обеспечивает еще большую сохранность и качество. Растут также и возможности по количеству фиксируемых параметров. Если система САРПП-12 могла регистрировать только 12 параметров, МСРП-64 соответственно 64, то ТЕСТЕР-У3 уже 256. Таким образом черный ящик самолета (а также вертолета и любого другого летательного аппарата) – это ярко-оранжевый часто цилиндрический или шарообразный агрегат. Служит вовсе не для сохранения тай ны, а как раз для ее раскрытия. Опять имеем несоответствие в понятиях :-). Да и ладно… В этой ситуации важно, чтобы этому ящику как можно реже приходилось выполнять свои аварийные задачи…
Фотографии кликабельны.
жду,заранее спасибо
Скажите если вы знаете,как можно определить расчет на сопротивление черного ящика при крушении какого либо самолета?
К сожалению, методики такого расчета я не встречал, извините :-(. Можно было бы что-то определить на уровне самодеятельности, но думаю это не совсем то, что нужно….
сегодн в новостях написали что черный ящик вертолета был разрушен при крушении. Может быть такое или власти скрывают информацию
Вопрос, конечно, интересный :-)… Дело в том, что это зависит от многих факторов, и не о всех из них мы с Вами можем быть информированы. Какой был вертолет, каковы были обстоятельства крушения, когда регистратор параметров полета (черный ящик) нашли и при каких обстоятельствах, как с ним обращались после его нахождения, что за модель у этого регистратора… Это так сказать технические факторы, а есть еще всякие там личностные, ведомственные, политические и т.д., которые, сами понимаете к технике и физике не относятся. Те, кто читает нам новости, а также те, кто их готовит, обычно в том, о чем они говорят соображают мало. Чаще всего достоверной информацией о черных ящиках, об их состоянии и причинах возможного разрушения (ничего вечного в нашем мире нет :-), особенно это касается старых моделей) обладают те, кто непосредственно занимается расследованием происшествия. А что преподнесут нам с экрана, тут уже вопрос, хотя в последнее время в этом вопросе все же по-моему порядок устанавливается. Вот как-то так :-)…
все время хотела узнать что эт такое,думала что,этот черный ящик положили туда тот кто хотел всех угробитьXDDD
да…..вот и мысли у меня были))
ну теперь то уж точно буду знать)))
Черный ящик — черные мысли :-)… Ассоциации нехорошие. А на самом деле все оранжевое и веселое :-)…
дааа, в курсе. Печальное событие. Именно поэтому и полезла за инфой….
спасибо за статью. Познавательно. И история и характеристика и фото. Хотя я, тоже представляла это «черный ящик» как черный и как ящик…да и понять не могла для чего он нужен. Теперь все понятно.
Не за что, Светлана :-). Заходите еще, наверняка найдете что-то для себя интересное. Буду рад.
А «черный ящик» конечно штука очень полезная. Жаль, что всплеск интереса к нему означает чаще всего, что произошло очередное печальное событие. В понедельник упал ATR-72, знаете, наверное. Но вобщем-то черный ящик для того и существует, чтобы было как можно меньше таких происшествий….
а драг металл там есть?
С практической точки зрения можно сказать, что нет. Мизер, в основном на контактах. Не стоит заморачиваться :-)…
Прежде всего хочу поблагодарить Вас за ответы.На каком-то из форумов встретил сообщение, в котором предлагалось от традиционных «чёрных ящиков» если не полностью отказаться, то хотя бы продублировать их на самолётах, выполняющих трансконтинентальные рейсы через океаны, на испытательных машинах.Предложение, правда, дал дилетант. Но, как показывает история, иногда у не специалиста могут в голове возникнуть какие-то » нестандартные» идеи. Суть в том, чтобы передавать данные на спутники.Спутников с каждым днём становится всё больше.И не надо будет искать «Чёрный ящик» на больших глубинах , восстанавливать ( что не всегда удаётся) данные разрушенного регистратора. Не слышали ли случайно о таком виде сохранения параметрических данных ?
Насчет нестандартных идей — это совершенно правильно сказано :-). По поводу передачи полетных данных через спутник с последующим сохранением где-то в специальном хранилище я тоже слышал. Вроде как даже проводились на этот счет кое-какие научные изыскания. Но не более того. Теоретически — это вполне реальная вещь, но как это будет осуществляться на практике пока не ясно, тем более что похоже это дело потребует больших денежных вложений. Видимо это не дело ближайшего будущего….
Вопрос по плавучести «чёрного ящика». Он тонет или нет? Сколько времени может быть «на плаву»? И что значит определение «безводный» ( на фотографии МСРП-12-96)?
Практически все они тонут. Хотя я как-то встречал упоминание об оснащении аварийных регистраторов средствами плавучести. Но сам с такими не сталкивался. Обычно в параметрах этих устройств плавучесть не задается, а задается параметр нахождения в морской воде на определенной глубине. Например, для регистратора Барс-2М информация должна сохраняться при нахождении в морской воде на глубине 1000м в течение 30 суток.
Если черный ящик падает с огромной высоты — он должен разбиться. Его тоже потом по частям собирают?
Эти устройства изготавливаются с учетом возможных критических нагрузок, поэтому очень прочны и на части обычно не разлетаются, хотя бывают и повреждены. Однако все в жизни случается. Иной раз приходится и собирать :-)… В случае летного проишествия всегда стараются собрать все до мельчайших деталей, ведь они могут пролить свет на причины происшедшего…
какую ценность предоставляет квадратный плоский метал толи это алмаз на самописце!у меня это есть
Не совсем понятен Ваш вопрос :-)… Возможно Вы имели ввиду записывающую головку или же твердотельный накопитель информации… В любом случае могу сказать, что алмазов, в том числе и промышленных там нет. А то, что есть особой ценности из себя не представляет. По крайней мере для реализации на стороне :-).
Очень познавательная статья! Значит,всё-таки в хвосте безопаснее всего в случае аварии…
Теоретически :-)… Я думаю, Вам этого проверять не придется…
И не черный, и не ящик вовсе! «Напускают дыма», вводят в заблуждение! Теперь знаю, как он выглядит. Спасибо за интересный рассказ!
Совсем не черный, совсем не ящик!
Понятнее стало как ведется запись данных о полете, спасибо.
Спасибо, просветили, я наверное, как и многие считал по-другому, ваша статья внесла ясность в этот вопрос! Оказывается он оранжевый и не «ящик»!:)
Первый раз увидел фото черного ящика.
Все таки какое нужное для человечества изобретение, только жаль что про него мы в основном слышим когда случается трагедия 🙁
Слышала про черный ящик. Очень интересная статья.
Все интересно! Удачи вам
о, наконец-то я увидела этот загадочный «черный» ящик ! :)))
всегда только слышала о «черном ящике», а что такое по сути не знала. очень подробная статья,спасибо!
Вы мне просто глаза раскрыли на «черный ящик «. Всегда представляла его типа «черный ящик в студию». А почему ярко-оранжевый часто цилиндрический или шарообразный агрегат назвали черным ящиком? Чтобы мозги шпионам запудрить?
На заре его эксплуатации работа с ним разрешалась только узкому кругу специально допущенных людей из-за серьезности хранимой в нем информации. Оттуда видимо и повелось…
Вообще в технике черным ящиком именуется любое устроиство принцип действия которого неизвестен. Спасибо уважаемому Юрию за прекрасный сайт.
Это верно :-)… И не только в технике :-)…
Все просто: изначально первые конструкции имели вид именно ящиков и были черными, потом их стали окрашивать в оранжевый цвет, для более легкого поиска, а название так и осталось
Вполне вероятно :-)..
Спасибо. Я теперь буду знать, что этот «черный ящик» совсем не черный и не ящик.
Это полезное знание, Марина… 🙂
Никогда не знал, что на самом деле представляет черный ящик. Успехов Вам в написании новых статей