Здравствуйте, друзья!
Сегодня поговорим на в некотором роде околомедицинскую тему :-).
Когда я проходил службу в авиационном полку в легендарном польском городе Бжег, то у нас в главном ангаре технико-эксплуатационной части полка (ТЭЧ ап) на высоте второго этажа, там где находились лаборатории групп обслуживания авиационного оборудования, был укреплен огромный транспарант с надписью большими красными буквами: «Двигатель – это сердце самолета. Береги его, как собственное сердце.»
Как бы пафосно это не звучало, но мысль верная. Ведь двигатель самолета – это главный, да что там, единственный источник энергии для летательного аппарата. Эту необходимую энергию я позволю себе разделить на две части: энергия жизнеобеспечения и энергия движения.
С энергией движения все понятно. Двигатель работает, тяга есть (будь это реактивная тяга или тяга воздушного винта, неважно) и самолет летит. Чего же еще нужно? 🙂 Так это и было на первых летательных аппаратах времен Первой мировой. Но современный аппарат – это целый комплекс различных систем, которые надо снабжать энергией различного вида, чтобы они работали бесперебойно и самолет не просто летел, а еще и летел правильно, в нужную сторону на нужной высоте и с нужной скоростью. Чтобы все поставленные задачи выполнялись корректно, а людям, находящимся на борту было комфортно работать и перевозимый груз был бы в целости и сохранности.
И как бы непривычно это не звучало, в конечном итоге этот самый комфорт обеспечивает двигатель самолета. Он например вращает роторы электрогенераторов, которые обеспечивают самолет электроэнергией. На современном ЛА ее потребителей, как говорится, «выше крыши» и без нее современный лайнер слеп, глух и практически нем.
Гидравлическая система, та самая, которая ведает уборкой-выпуском шасси, управлением самолетом в полете и другими жизненно-важными функциями. Давление (достаточно высокое, надо сказать) в ее магистралях создается насосами, которые тоже приводятся от двигателя.
Воздух повышенного давления, который используется в системах кондиционирования различного назначения, в системах наддува, обдува, антиобледенения и т.д. тоже забирается от двигателя.
И так далее и тому подобное. Вобщем двигатель самолета — настоящий источник жизни. Так что лозунг в нашей ТЭЧ был совершенно правильный. Существуют конечно специальные наземные агрегаты для приведения в действие систем самолета автономно от двигателя и проведения специальных проверок в период регламентных и ремонтных работ. Возвращаясь к медицинской теме, – это как для человека аппарат искусственной почки или искусственного легкого. Но ведь человек стаким аппаратом прикован к постели, а самолет, соответственно к бетонке :-). Прямо как в песне Ю. Антонова «только в полете живут самолеты».
Двигатель самолета (или двигатели в комплексе, если их несколько) совершенно справедливо называют авиационной силовой установкой (источник силы и жизни для летательного аппарата).
И ради той же справедливости стоит сказать, что в состав силовой установки определенного вида самолетов входит так называемая вспомогательная силовая установка (ВСУ). Это по сути дела миниатюрный двигатель, который выполняет функции жизнеобеспечения на стоянке и используется, когда нет доступа к наземным источникам энергопитания или это нецелесообразно. Обычно ВСУ стоит на больших транспортных и пассажирских самолетах, которые частенько работают в отрыве от своих баз. Этакое маленькое запасное сердечко. Запустил его и самолет оживает.
Полететь он конечно не сможет, но это и не нужно. Для этого будет использован двигатель самолета. Настоящее сердце, дающее жизнь… А жизнь – это полет, скорость и высота…
Фотографии кликабельны.
Отличная статья понятная даже ребенку!;)
Спасибо за признание :-). Вы можете подписаться на новости сайта и будете в курсе всего интересного, что там будет появляться. Я думаю, будет обязательно :-). Заходите, буду рад видеть Вас на сайте…
Хотелось бы больше узнать о ВСУ. Велика ли важность этой установки, и принцип ее работы.
ВСУ достаточно важна. Она как источник жизненной энергии для самолета, особенно если он находится вдали от своей базы. С ее помощью могут запускаться двигатели. В аварийном режиме она может работать и в воздухе во вспомогательных целях. Например в случае отказа электрогенераторов. Представляет собой минитурбовальный двигатель, как на вертолете, только приводит не винт, а различные агрегаты. Постараюсь написать об этом статью в скором времени :-)…
Сердце самолета становится сердцем людей, летящих на самолете.
Двигатель самолета, как впрочем и другой техники, действительно сердце, самое основное, без чего не возможно движение. Без шасси самолет может сесть, а вот без двигателя — вряд-ли. Поэтому это «сердце» должно работать безотказно, и иметь 5 запасов прочности!
Все верно, лучше и не скажешь :-).
Спасибо за новую для меня информацию!
Некоторые вещи из этой статьи я раньше не знал
Техника — своеобразный организм! Двигатель — сердце этого организма! Очень интересно и познавательно !
Более того сердце не только самолёта, но и людей которые на нём летят.
отличная статья! прочитала с удовольствием! :))))
Фантастически, жаль что так мало.. Я бы ещё вам предложил вставит какой то видео их многое в инете сам видел про двигатели самолета будет ещё круче.
Обязательно будет еще! Скоро и много :-). И видео тоже… Уже в следующей статье о движках, видимо завтра…
Хорошая статья. С интересом прочитал! Спасибо!