Здравствуйте, друзья!
Не могу причислить себя к киноманам, но кино люблю, и вполне понятно :-), что одна из любимых моих тем — авиационная. Однако с этой темой как в советском, так и в российском кинематографе всегда были некоторые специфические проблемы. Если говорить точнее, то я имею ввиду авиационную технику, то, как она представлена в различных фильмах, насколько правдоподобно выглядит она сама и действия с ее участием на экране.
На эту тему я писал уже в статье «Самолет и кино». Всегда довольно критически относился к таким вещам, однако «агрессивным критиком» себя назвать не могу :-). Есть в авиационном сообществе интернета такие люди, которые считают своим долгом наградить нелестными эпитетами практически любой фильм с использованием авиации, при этом уделяя совсем мало внимания положительным сторонам или вовсе о них забывая.
Любимое их занятие в этом случае — «обсасывание» различных киноляпов, кинематографических преувеличений и фантазий (скажем так :-)), без которых не обходится практически ни один кинофильм, связанный с темой авиации..
Фильм «Случай в квадрате 36-80» без этого, естественно, тоже не обошелся. Но я, уже будучи человеком авиационным, этот фильм впервые посмотрел, что называется, на одном дыхании, и все последующие мои сеансы ( их уже было немало :-)) проходили практически также.
А о недостатках этого кино (если их вообще так можно назвать :-)) я узнал много лет позже с чужих слов и, присмотревшись внимательнее, их, конечно, увидел. Но вот что интересно, когда я этот фильм смотрел в следующий раз, я об этих минусах как будто забыл. Они просто не всплыли в моем сознании ни в соответствующие моменты, ни после окончания кино.
В чем же тут дело? Да все просто. Фильм настолько хорошо снят, что никакие недостатки, спорного, вобщем-то, характера не могут ему повредить.
Ему присущ особый патриотический дух, который очень важен для того, чтобы фильм был не просто увлекательной современной стрелялкой, как на компьютере, а еще и, что называется, брал за душу. Это хорошо знакомо людям старшего возраста. К сожалению, современные российские фильмы, на мой взгляд, только подбираются к такому уровню, правда довольно успешно :-).
На одном из сайтов-фильмотек в комментариях к фильму «Случай в квадрате 36-80» я прочитал очень верную, на мой взгляд, мысль. «Сегодня ни за какие деньги такой фильм не снять. Для этого нужен какой-то залихвастский позитивный настрой».
К сожалению, сейчас с этим делом у нас туго. Очень многое изменилось. Армия и авиация (или то, что от нее осталось) совсем другая и люди уже не те. Хочется верить, что все утраченное еще вернется, однако, ломать, как известно, не строить.
А тогда, в начале 80-х все еще было на уровне. Режиссер Михаил Туманишвили снял подряд несколько остросюжетных фильмов, патриотических по духу, призванных воспитывать в сознании людей гордость за свою армию и государство (вполне заслуженно, я считаю).
В 1981 году вышел первый в его карьере режиссера фильм «Ответный ход». В 1982-ом – описываемый фильм «Случай в квадрате 36-80». Далее в 1984-ом – «Полоса препятствий», а в 1985-ом – «Одиночное плавание». Примечательно, что делала все эти фильмы одна и та же команда: режиссер Михаил Туманишвили, автор сценария Евгений Месяцев (бывший, кстати, военным журналистом), оператор-постановщик Борис Бондаренко и композитор Виктор Бабушкин. Только в «Полосе препятствий» сценаристом был Владимир Кунин.
Эти люди стали настоящими мастерами своего дела и снимали отличное кино. Много раз я уже все эти фильмы пересматривал и думаю, что это еще неоднократно повторится :-).
Но конечно фильм «Случай в квадрате 36-80» мне все же ближе. Ведь там одними из героев стали самолеты из моего детства — ТУ-16, ну, и, конечно, мастера-летчики, вместе с членами своих экипажей сделавшие их этими героями.
ТУ-16 — изумительная по красоте машина уже одним своим присутствием украшает это кино.
Большое впечатление производят качество и острота сюжета воздушных съемок. Что касается авиации, то съемки здесь все натуральные, сделанные конкретно для этого фильма за исключением, так сказать, посторонних кадров об уничтожении запущенной с подводной лодки ракеты. Там взлетают палубные ЯК-38 (для этого не предназначенные и без вооружения :-)) и стреляет МИГ-21 из совсем старой хроники.
Натурные съемки фильма «Случай в квадрате 36-80» проходили в большинстве своем в двух местах, точнее на двух аэродромах.
Основной, тот, что по сюжету и является аэродромом полка морских ракетоносцев ТУ-16 — это аэродром Остров-5 (аэродром Веретье, по названию близлежащей деревни). Происхождение этого замысловатого названия таково. Есть в Псковской области город Остров. А в нескольких километрах от него расположен авиационный гарнизон, как отдельное военное образование. Он получил название Остров-2. Были там рядом и другие гарнизоны, имевшие, соответственно, другие порядковые номера «островов» :-).
В нескольких километрах от Острова-2 как раз и расположен Остров-5. В тот период времени, когда снимался фильм «Случай в квадрате 36-80» на этом аэродроме базировались два полка морской авиации Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ), вооруженных ТУ-16-ми различных модификаций: 12 отдельный морской ракетоносный орденов Кутузова и Александра Невского авиационный полк (12 ОМРАП) и 342 отдельный авиационный полк радиоэлектронной борьбы (РЭБ).
12-й ОМРАП был полком с большой историей, богатыми боевыми традициями и опытным летным составом. Экипажи 3-ей авиационной эскадрильи (3 аэ) этого полка как раз и участвовали в съемках на базе аэродрома Остров-5.
Когда снимали исключительную по накалу и мастерству летчиков сцену дозаправки в воздухе (где-то над Новгородской областью), в то время как этому создавал активные помехи американский «Орион», в кресле командира заправщика находился А. Епифанов, в кресле командира заправляемого ТУ-16 А.Максимов (зам. командира полка).
По некоторым (непроверенным, впрочем :-)) данным сам режиссер М. Туманишвилли находился в это время в кабине заправляемого самолета и руководил воздушной съемкой, в осуществлении которой участвовал и начальник связи 3-ей аэ А. Валиуллин.
А сцена получилась, конечно, знатной :-), кадры просто восхитительные. И пилотаж экипажей ТУ-16 во взаимодействии с самолетом, изображавшим «Орион», так близко подошедший к нашей паре, был на очень высоком уровне. Вы и сами это наверняка уже оценили :-).
Теперь что касается изображавшего… По сюжету — это должен быть береговой (базовый) патрульный самолет американских ВМС Lockheed P-3 Orion (может быть в различных модификациях, в том числе и противолодочной P-3C). К сожалению, в кладовках Мосфильма и на складах Министерства обороны «Ориона», необходимого для съемок, не нашлось :-). Поэтому вместо него в фильме участвует противолодочный самолет ИЛ-38 авиации ВМФ СССР.
🙂 Шутить я пытаюсь потому, что некоторые особо ярые «критики» записывают этот факт в недостатки фильма. Какой же это недостаток? Вполне понятно, что без замены здесь обойтись было невозможно, а сама замена оказалась достаточно, так сказать, выгодной.
Дело в том, что P-3С Orion и Ил-38 — самолеты одного класса и довольно близки по компоновке, поэтому внешне замена вполне логична. Оба эти аппарата, как у нас, так и у американцев, несмотря на почтенный возраст до сих пор летают, и самолетам нашей дальней авиации частенько приходится с ними «видеться» над нейтральными водами. Так что сцена разговора командира нашего заправщика майора Геннадия Волка с командиром «Ориона» майором Армстронгом хоть выдумана и маловероятна, но тем не менее имеет право на жизнь :-).
«Живой» ИЛ-38 для съемок фильма «Случай в квадрате 36-80» взяли из состава 145-й отдельной противолодочной авиационной эскадрильи Балтийского Флота (ОПЛАЭ БФ), которая базировалась на аэродроме Скултэ (Латвия). Самолеты 145-й и сам аэродром мне хорошо знакомы. Дело в том, что там же, в Скултэ находилась стоянка самолетов учебного аэродрома принадлежащего военному училищу, которое я заканчивал (Рижское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище им. Я. Алксниса). Мы еще будучи курсантами туда частенько ездили прямо через военный городок морской авиации.
А стоянки самолетов эскадрильи располагались на одном летном поле с аэропортом «Рига», только с другой стороны взлетно-посадочной полосы. ИЛ-38-е пользовались одной полосой с гражданскими самолетами. Взлетая, они часто уходили прямо через Рижский залив на Балтику, проходя при этом над пляжами Рижского взморья. Приходилось не раз наблюдать за этим. Зрелище впечатляющее :-).
Вот такой самолет на время съемок стал, можно сказать, американским :-). Для этого его, конечно, пришлось немного подкамуфлировать., нанести соответствующие знаки различия. Эта операция производилась на аэродроме Остров-5. Надо сказать не очень-то качественно. Потому что красные звезды на нижней поверхности крыла ИЛ-38 закрашены, мягко говоря, посредственно. Это очень хорошо заметно, когда «Орион» проходит над нашим заправщиком с целью создания ему помехи в пилотировании.
Народная молва говорит, что это произошло из-за того, что двое прапорщиков, занимавшихся камуфлированием использовали часть краски на собственные нужды. Сейчас уже правды не узнаешь, но, вобщем-то, все возможно. Племя прапорщиков в то время пользовалось определенной незавидной славой, впрочем не всегда оправданной.
С экипажем американского самолета, кстати, связана парочка киноляпов, которые, однако, рядовому зрителю совсем незаметны. Разговаривая с Волком в воздухе, Армстронг вдруг оказывается в правом кресле в кабине своего лайнера :-). Командир, ведь в полете занимает левое кресло, но для того, чтобы видеть наш заправщик, идущий справа, и жестикулировать в разговоре так, чтобы видел Волк, нужно сидеть тоже справа. Вот так и получаются определенные «фокусы в кабине».
Кстати, капитан Гремячкин тоже в определенном смысле прыгает с места на место :-). Он в экипаже Волка летал на правом кресле, то есть в качестве помощника командира корабля, а на спасателе летит на левом, то уже есть в качестве командира. На самом деле это невозможно (если, конечно, он уже не был допущен к полетам в качестве командира корабля), командиром надо сначала стать и быть к этому допущенным.
А вообще сама кабина американского экипажа — это кабина не «Ориона», а нашего пассажирского ТУ-134. Но тут все ясно, вобщем-то. Свободного «Ориона» ведь, как известно, в наличии не оказалось :-). Да и сами артисты в настоящих «летных» сценах на борту ТУ-16 не участвовали (думаю, что и на сам этот борт вряд ли стремились). Практически все эпизоды, где члены экипажа по сюжету фильма находятся на своих рабочих местах во время полета на самом деле сняты на земле. Есть, правда, некоторые исключения.
Штурман Скиба (Михай Волонтир) во время взлета в первой половине фильма сидит на своем месте в обрамлении остекления носовой части кабины. Хорошо видно, что это реальный взлет. Вот только штурманское кресло стоит не на ТУ-16, а на транспортном АН-12.
Дело в том, что часть съемок проводилось на борту этого самолета (в том числе и в воздухе). Ведь не только Скиба, но и другие члены экипажа во время действия фильма (то есть в течение своего полета) иногда «вдруг» оказываются в кабине АН-12-го. Та же история с экипажем капитана Гремячкина.Только рядовой зритель об этом не догадывается, да и мне, честно говоря, как-то не очень неважно, что такой факт существует :-).
Съемки в АН-12-ом, как в воздухе, так и на земле, делались на втором аэродроме из тех двух, о которых я говорил выше. Называется этот аэродром Кача (расположен в Крыму недалеко от Севастополя, практически на берегу Черного моря). Он находился в распоряжении морской авиации Черноморского флота ВМФ СССР.
АН-12, на борту которого проходили съемки, принадлежал 917-му отдельному траспортному авиационному полку авиации Черноморского флота (917 ОТАП ВВСЧФ). На снимке ниже изображены Михай Волонтир и его «инструктор», штурман АН-12-го Г.Бударин.
На аэродроме Кача проводились и съемки знаменитого пробега заправщика ТУ-16 после его вынужденной посадки без топлива с остановленными двигателями, когда он (по сюжету) сел на заброшенный аэродром, сбивая при этом всевозможные препятствия и врезавшись перед окончательной остановкой в старый ангар.
Помню после первого просмотра фильма «Случай в квадрате 36-80» я все думал, как же это снимали. Неужели это была на самом деле такая аварийная посадка, ведь пробег был реальный, и все его обстоятельства сняты очень хорошо? К тому же самолет основательно повредили, даже жалко его стало :-).
На самом деле никакой аварийной посадки, конечно, не было. Однако самолет был настоящий и пробег тоже. С соседнего аэродрома Гвардейское (около 50 км от Качи, 13 км от Симферополя) из 124-го МРАП перегнали подготовленный к списанию ТУ-16 и летчик Ю.Карцев из этого полка выполнил на нем несколько реальных пробегов по грунту (по количеству дублей). Получилось, по-моему очень здорово и абсолютно реально.
Интересно, что хоть сама вынужденная посадка снималась на южном аэродроме, северный пейзаж в виде живописных скал и маленьких голубых озер, который видел экипаж Волка во время планирования без двигателей был на самом деле северным. Кадры этой местности снимались в районе поселка Териберка (теперь это уже город), расположенного на Кольском полуострове. Там же находилась и посадочная площадка, которая была видна из кабины ТУ-16-го.
Такая вот интересная кухня. Специфичная обстановка, необычные обстоятельства, сложные съемки. В таких условиях без ляпов, мне кажется, не обойтись :-). Однако в этом фильме они какие-то мягкие, совсем не кричащие. Но это удел «критиков» :-). Человек, увлеченный фильмом, их попросту не заметит.
Например, по ходу фильма «Случай в квадрате 36-80» заправщик майора Волка периодически меняет свой номер и внешний облик. Сначала это борт 17 (при посадке экипажа и взлете), потом 21 (во время руления), а на пробеге после вынужденной посадки – это уже борт 55 и далее 86. Еще интересный факт: когда экипаж садился в самолет, вокруг лежал снег, а когда выруливал на старт, уже вовсю цвели цветы :-).
Более того перед самой посадкой на вынужденную ТУ-16-й вдруг превращается из обычного самолета с остекленной кабиной штурмана (в которой, кстати, сидел Скиба) в другую модификацию ракетоносца с большим обтекателем радиолокационной антенны вместо этого остекления. Кадры не совсем правильные, но, конечно, эффектные :-). Ради этого, видимо, и были использованы.
В течение полета танкер то приобретает вид обычного самолета (не заправщика), то вдруг становится носителем ядерного оружия. Такие ТУ-16-е окрашивались снизу специальной краской кремово-белого цвета для отражения теплового излучения ядерного взрыва. Это хорошо заметно, когда самолет отваливает с правым креном от «Ориона» Армстронга после окончания разговора.
Отдельно стоит сказать о втором самолете, участвовавшим в экстремальной дозаправке. В фильме «Случай в квадрате 36-80» показан так называемый спасательный комплекс «Фрегат», стоявший тогда на вооружении нашего ВМФ. В него входили самолет ТУ-16С и катер того же наименования. Катер был активным спасательным средством и после сброса на парашюте выводился в район бедствия по радио.
В бомбоотсек он не мог быть помещен из-за своих размеров и поэтому подвешивался под самолет. Естественно никаких людей (спасателей) во время сброса на парашюте в нем быть не могло. Он, как я уже сказал, управлялся по радио.
Сам ТУ-16 тоже не предназначен и не имеет условий для перевозки людей и тем более для их десантирования (в том числе и из бомболюка). Поэтому как попали спасатели вместе с их командиром, постоянно «торчавшим» в кабине самолета капитана Гремячкина на спасательный катер не очень понятно (хотя в кино они и садились в ТУ-16-й) :-).
По кадрам фильма они перед сбросом сидят в каком-то странном помещении. Не совсем ясно где это снималось. Но видимо подразумевается, что они сидят в лодке. Точность была принесена в жертву эффектности. Ну и вобщем-то неплохо получилось, если не вдаваться в подробности :-).
А что касается дозаправки самолета Гремячкина, то видно, что катер «Фрегат», находившийся у него под фюзеляжем при подлете к району дозаправки, во время самого процесса оттуда исчезает. Видимо по условиям съемок нельзя было осуществить дозаправку именно ТУ-16С.
Похоже, что режиссер фильма «Случай в квадрате 36-80» об этом был осведомлен и попытался поправить положение, потому что перед началом дозаправки четко звучит фраза: «Убрать Фрегат в бомболюки.» Однако сделать это в действительности, как я уже выше писал, невозможно. Ну уж как есть, так есть :-).
Еще одна любопытная деталь. Экипаж в фильме одет в специальные костюмы (оранжевого цвета), так называемые высотные морские спасательные комплекты (в данном случае ВМСК-4). Выглядит это конечно красиво и очень внушительно (мне понравилось :-)), но, так сказать, не совсем правомерно.
Такие комплекты применяются для обеспечения нормальной жизнедеятельности экипажа во время полета на больших высотах и при больших перегрузках, в том числе и при разгерметизации кабины. Кроме того он обеспечивает работоспособность летчика при катапультировании над водной поверхностью. ВМСК-4, например, позволяет летчику продержаться до 12 часов в воде с температурой 0 градусов (по крайней мере должен это делать :-)).
Такие комплекты применялись на высотных и скоростных самолетах (вместе с защитным шлемом ( например ЗШ-3, ЗШ-5 ) или гермошлемом, а не с обычным кожаным шлемом (шлемофоном), как показано в фильме), но на ТУ-16 они не использовались никогда. Класс самолета не тот и конструкция этого не предусматривает. Максимум, чего оранжевого летчики морской авиации могли на себя надеть — это обычные спасжилеты :-). Но тоже кстати не всегда и не везде.
Да и самого Волка в концовке фильма «Случай в квадрате 36-80» тоже вырядили несколько «не по моде». По сюжету он в конце концов переучился на новый, более совершенный тип самолета, и на последних кадрах фильма он поднимает его в воздух.
В оригинале взлетает самолет-разведчик ТУ-95РЦ. Он, конечно, помоложе ТУ-16-го, однако об особой новизне я бы говорить не стал. На мой взгляд на его месте повнушительнее бы выглядел ТУ-22М2 (или даже М3). Возможности в этом плане у съемочной группы, наверное, были ограничены (что вполне понятно в то время).
Но более любопытно то, что майор Волк сидит не в кабине ТУ-142, а в кабине гражданского пассажирского самолета ИЛ-86 (видимо, что подвернулось под руку :-)). Кроме того на нем надет защитный шлем (ЗШ-5, по-моему) и высотно-компенсирующий костюм (вроде как ВКК-6М).
Этот костюм предназначен для выполнения примерно тех же функций, что и ВМСК-4, только без спасения на воде. Вся эта «одежда» на нескоростных и невысотных самолетах наземного базирования (типа ТУ-16, ТУ-95, ТУ-142, ИЛ-38) не применялась и не применяется. Вот если бы Волк взлетал на ТУ-22МЗ (они есть в составе российской морской авиации), тогда я бы все понял и порадовался за него :-). Но увы…
Впрочем есть эта радость или нет :-), но уверенность в мастерстве наших летчиков ощущается четко. И по ходу фильма как-то само собой не подвергается сомнению возможность посадки тяжелой машины без двигателей на неподготовленную площадку :-). Однако, есть одна деталь о которой нельзя не упомянуть.
Когда генерал Павлов (Анатолий Кузнецов) узнав, что до берега осталось 400 км, задает Волку вопрос «дотянем ли?», хочется ему сразу ответить, что вряд ли :-). Зная аэродинамику ТУ-16-го несложно прикинуть, что ему просто не хватит высоты, чтобы пролететь такое расстояние с неработающими двигателями.
Но они его пролетают и совершают, вобщем-то, благополучную посадку. И это правильно :-). Закон жанра, который должен стать законом жизни. Именно для этого такие фильмы и снимают.
7 декабря этого года исполнится тридцать лет со дня выхода фильма «Случай в квадрате 36-80» на экраны страны. Давно уже не летает красавец ТУ-16, расформированы авиационные полки, самолеты которых принимали участие в съемках, пришли в печальный упадок некогда мощный летный центр морской авиации Советского Союза аэродром Остров-5 и ровесник российской авиации заслуженный аэродром Кача. Нет в живых многих из тех, кто показывал свое высокое летное мастерство при съемках фильма.
А сам фильм живет и до сих пор пользуется высокой популярностью, даже среди молодого поколения. Он, как некое наследство, как некая (пусть и малая) часть того, что потеряла наша авиация в период смутного времени.
Это один из самых лучших советских фильмов в своем классе и таковым уже останется навсегда.
Если вы по какой-либо причине его еще не смотрели или смотрели уже очень давно, обязательно посмотрите, получите удовольствие :-). При этом совсем необязательно вспоминать о вышеописанных недостатках. О них наверняка интересно было узнать для общего, так сказать, развития, но какой-либо существенной роли в общей картине действия они не играют. Это замечательный фильм!
До новых встреч.
Фотографии кликабельны.
Гениальный фильм. Я говорю не о игре актеров — это другой разговор — а о количестве намеков и иносказаний в этом фильме. Высказать такое в то время — это подвиг. Кто-то не понял? Распишитесь, я объясню…
Огромное спасибо автору!!!!! Побольше бы таких комментариев к Нашим фильмам. Спасибо!
Chto za samaljety tipo «Harier» podnimalis so korablja ? V filme ?
Это самолет вертикального взлета и посадки Як-38. Советский палубный штурмовик, базировался на авианесущих кораблях («Киев», «Новороссийск»), а также на Северном и Тихоокеанском флоте на сухопутных аэродромах (по одному полку).
Spasibo. nasjel neskoliko video 🙂
JAK-38
htts://www.youtube.com/watch?v=PyiyGSx1tUM
JAK-141
htts://www.youtube.com/watch?v=tWYXxSyK5fM
Самолет Ил-38, перекрашенный под самолет ВМС США и обозначавший Орион в фильме «Случай в квадрате…», принадлежал 1 авиационному отряду 145 оплаэ (в/ч 40745 аэр. Скултэ) ВВС БФ и имел бортовой №72. Во время съемок этого фильма служил в этой легендарной эскадрильи начальником ТЭЧ отряда. Принимал непосредственное участие в подготовке этого самолета к полетам, а после фильма организовывал его отмывку от опознавательных знаков супостата. Командиром корабля был, действительно, майор Семивеличенко.
Здравствуйте,Сергей!
Ваш ответ скопирую на ветку МА,если вы не против приглашаю к общению морлётов.
http://aviaforum.ru/threads/morskaja-aviacija-est-i-budet-viii.43331/page-766#post-1946080
А точно ли на двух аэродромах снимали, а не на трёх?
Кстати, здесь не вспоминали про амфибию Ми-14. Именно в Ми-14ПС грузятся спасатели, и, по-моему, пейзаж однозначно северный. Не Малое ли Сафоново (он же Североморск-2)?
Интересная статья!Спасибо!)))Больше бы таких))))Фильмов,действительно,не так много сейчас про авиацию)Из постсоветских как-то сразу приходит на ум «07-й меняет курс» и «Кандагар»)
Спасибо за подробности о съемках фильма. Фильм Очень нравится, много раз смотрел и каждый раз «прошибало» и эмоции и воспоминания о полетах на этом корабле-красавце, надежном друге и трудяге Ту-16. Не важны мелочи и неточности, без которых просто невозможно выдержать сюжеты в фильмах, а главное содержание и какую идею он несет в массы! И здесь все на высоте! Могу лишь в копилку автору добавить небольшой штрих, тонкость, по технике: перед остановкой двигателей за 30 минут загорается левая красная лампочка аварийного остатка, а за 15 минут правая и горят постоянным светом! Но это не так важно для зрителя, и правильнее сделали их горение в мигающем режиме, лучше бросается в глаза зрителю! Фильмы этого режиссера о Советской Армии можно считать классикой!
Я в авиации 15 лет.. когда я однокласникам за рюмкой чая рассказываю про ляпы в фильме.. они смотрят на меня с вытаращенными глазами..ПРОСТЫЕ ГРАЖДАНЕ ЭТИХ ЛЯПОВ НЕ ЗАМЕЧАЮТ!!!и это правильно
Абсолютно правильно. Если обычные люди этого не видят, значит фильм сделан хорошо. А когда спецы не замечают, тогда вообще класс…
Хотелось бы немного добавить про съемки на такр «Киев». В ходовой рубке командовал к.2 ранга Ясницкий — СПК. В роли безымянного контр-адмирала, заявляющего:» Так какого же чёрта… ну и т.д. » снялся п/п-к Болодурин — штатный РП такр «Киев». Планировался сняться в этом коротеньком эпизоде п/п-к Миронов (тоже РП), но он проштрафился — пригласил к себе в каюту «тов. Сухова» и напоил его, сорвав съемки эпизода, когда генерал Павлов просится у командующего «слетать с Волком в качестве контролирующего»… Снимали на следующий день.
Интересные факты. не знал, что съемки проходили и на «Киеве». Спасибо!
Уже контр-адмирал Ясницкий был начальником КВВМУ, когда я его заканчивал в 1995 году….)
Хорошая статья. Со всем согласен, кроме, пожалуй, того, что в последних кадрах фильма взлетает не Ту-142, а Ту-95РЦ 392 ОДРАП, базировавшимся в то время на АС Кипелово, с командиром Темьяновским Анатолием Владимировичем. Я сам присутствовал на съемках. Правда в них не участвовал.
Вы правы конечно насчет Ту-95РЦ. Интересно, что мне уже об этом говорили ранее, но я забыл внести изменения, теперь внес. Надо будет еще фото РЦ подобрать хорошее. Спасибо за поправку :-)…
Второй раз посмотрел фильм, первый — 30 лет назад. В фильме очень хорошо работали спасатели, быстро и чётко всё делали. А вот в жизни всё не так, далеко не так. 30
лет, прошедшие с момента выхода фильма, убедили в этом. Трагедии с «Комсомольцем» (1989год.СССР.) и «Курском»(2000год.РФ.) убедили в полной неспособности спасательной службы и, самое главное, её руководства. В фильме показано как всё должно быть. А как на самом деле?
Да , совсем забыл — поздравляю всех с Днём Военно-морского флота!
Мой дед ( уже покойный ) — ветеран ВОВ. Служил в морской авиации на Балтике. К сожалению — не помню , кем. Кажется — техником на аэродроме. Но помню , что он рассказывал , что летал ( не за штурвалом ).
В 70-80-е годы он жил в Одессе. А там тогда шикарно отмечали день ВМФ. Он одевал свою чёрную форму («сукно — подарок английской королевы» , как он говорил ) , китель был весь в медалях и орденах. Мы с сестрой маленькие очень любили гулять с ним в этот праздник по Одессе — и «купались» в лучах его славы : многие подходили к нему — простые прохожие — поздравляли , дарили цветы. Он был очень горд , и мы тоже — что у нас такой дед.
И ещё я вспомнил , как я маленький с мамой летел на самолёте из Ленинграда в Одессу , прилетали уже вечером , в темноте — и из иллюминатора открылось потрясающее зрелище : на фоне чёрного Чёрного моря — много-много кораблей , ярко освещённых . Самолёт делает круг перед посадкой над морем , все прильнули к иллюминаторам , любуясь открывшимся видом. И кто-то вдруг сказал : » А-а , так ведь сегодня день Военно-морского флота !» И все : » Точно !»
Только что посмотрел фильм по ТВ. Впервые. Мне 41 год — о фильме , конечно , слышал , но не видел. Очень понравилось — классный фильм. Прямо распирало от гордости ( поздней ) за ту мощь , что была у нас. Фильм хорош по всем статьям : и сюжет , и игра актёров , и , конечно — настоящие съёмки в небе ; а дозаправка и мешание ей — полный финиш. Ещё впечатлили показанные самолёты с вертикальным взлётом : сейчас-то фиг где увидишь , а в 1982 году — просто фантастика.
Захотелось найти ещё какую-нибудь информацию о фильме — типа «история создания». И вот нашёл этот форум. Спасибо автору , очень интересно. Я тоже думаю , что придираться к художественному произведению не надо , но многочисленные факты «о» делают восприятие более полным. Очень тронуло то , как пишет автор — с большим тёплым чувством (любовь+ностальгия).
Посмотрев фильм и прочитав форум , утвердился во мнении : наша армия , и флот , и авиация были в 80-е годы очень мощными , вооружены разнообразной и многочисленной сложной военной техникой , инженерная и конструкторская мысль были воплощены на пике возможного того времени. И всё это было умножено на высокое мастерство военных и их патриотизм ( даже несмотря на царившие тогда разгильдяйство и воровство — они имели пределы ). А сейчас? … Всё было — и ничего не стало…
Кстати в кадрах где Тернер стреляет из пистолета с борта лодки у него в руках по моему ТТ, а не кольт-1911, (У ТТ более сглажена задняя часть затворной рамы, боле круглый курок и более прямая рукоять пистолета) который был на вооружении армии США. Количество выстрелов считать не будем. ) закон жанра. ))
А вот М-16 вполне настоящий. )
Насчет аэродрома Кача. Я все прошлое лето работал в Севастополе на пляжах Кача и Учкуевка. Аэродром вполне рабочий, практически каждый день летали МиГ-29, иногда пролетал корабельный вертолет К-27. МиГ-и Украинских ВВС, вертолет вроде бы как Российских ВМФ (могу ошибиться).
МиГ-29
МиГ-29
Снимал с рук с зумом, поэтому лучше снимков увы нет
Все хорошо, но летал на » орионе» Ил-38 наш ком. эск.2п/п-к Маслий И.Д. на самолете бортовом №07.И было это в Североморске.И снимали все это над Баренцевом море…
Я один из участников в съемках фильма . Опытные товарищи участвовали в воздухе , а мы по моложе , хотя и заправляемые в воздухе , на земле. Что не досняли летом снимали зимой.
Смотрел * Случай в….* раз 20. Летал за ВСР и КОУ на ТУ-16. Да и шлемофоны в полёте должны быть застегнуты… и ларинги на шее висеть… ВСЕ разговоры через СПУ ведутся…
Ну это для большего шика :-)… Но фильм, ведь все равно классный, согласитесь :-)!