Привет из детства. Воздушный корабль Ту-104.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Привет из детства. Воздушный корабль Ту-104.

Тот самый воздушный корабль.

Давно собираюсь написать об одном из символов развития советской реактивной авиации пассажирском самолете Ту-104. Пока еще из-за различных причин статьи этой нет. Однако, вместо нее есть своего рода предисловие или, даже можно сказать анонс. Текст уже готовый и не мной написанный, но очень своеобразный и, на мой взгляд, заслуживает, чтобы на него обратили внимание.

Один из моих читателей, Александр из Перми, прислал скан-копию трех страниц из какого-то детского журнала, изданного, видимо, в конце 1950-х, первой половине 1960-х годов. Точно установить детали  происхождения этого журнала не удалось, к сожалению, хотя это не особо-то и важно.

Читать написанное 60 лет назад с одной стороны забавно, а с другой интересно. Это как привет из детства, из того времени, когда советская авиация, как тогда говорили, успешно преодолевала все новые высоты в своем развитии. Так было на самом деле. А Ту-104 стал как раз одним из символов этих новых высот. Первый советский реактивный пассажирский самолет, бывший в определенный период единственным лайнером такого типа находящимся в эксплуатации в мире.

Пришлось и мне полетать на этом самолете в качестве пассажира уже в среднем школьном возрасте. Все было конечно увлекательно и интересно, хотя воспоминания остались чисто детские. До сих пор помню запах жареной картошки, которую подавали в числе других блюд на борту во время обеда :-)…

Интерес к авиации был у людей в те времена неподдельный и формировался с раннего детства. Тогда много было такого вот рода детских брошюрок, книжек, журналов, открыток, и они делали свое дело, подчас довольно успешно. Не ошибусь, если скажу, что каждый второй мальчишка (да и девчонки от них иной раз не отставали) мечтал стать летчиком или космонавтом.

Кто-то хотел летать на быстрых истребителях, а кто-то видел себя командиром большого комфортабельного пассажирского лайнера. Для основной массы ребят подобные желания так и остались детской мечтой. Ничего не поделаешь, таков закон жизни. Но мечта эта посещала тогда практически всех.

Конечно, в свете нынешней жизни рассказ из этого детского журнала может показаться очень непривычным и даже примитивным. В общем-то, так оно и есть. Впечатляет, например, упоминание о необходимости лошади для поездки на другой конец города и незамысловатое заключение о смысле жизни :-)…

Сейчас в такой манере уже просто не пишут. Надо сказать, что и сами по себе книги уже не столь популярны, да и дети читают совсем не в том объеме, как это было 60 лет назад. Теперь подход к теме  другой, возможности другие, техника значительно совершенней. Зрелищности, настоящей, захватывающей намного больше. В общем очень многое изменилось. Но ведь и мечтающих о небе мальчишек поубавилось значительно, это факт, как впрочем факт, что и возможностей для осуществления такого рода мечты ощутимо меньше.

Сейчас в России политика в отношении авиации меняется конечно, но, думается мне, до той массовости и повального интереса, каков был раньше, нам еще далеко. Как говорят есть перспективы для роста…

Я решил развернуть текст в виде отдельного повествования с сохранением оригинального написания (в т.ч. и пунктуации) и приложить к нему сканы.

Надеюсь он будет интересен многим и, возможно, кое-у-кого пробудит приятные воспоминания…

====================================================

Е.Непряхин                                                                                         рис. Ф.Лемкуля

ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ.

Школа всегда близко от дома. Добежать до нее очень легко. А чтобы отправиться к родным или знакомым на другой конец города, нужна лошадь или автомобиль, трамвай или троллейбус. А в другой город надо ехать по железной дороге, или на пароходе, или даже на корабле, а можно и на самолете.Привет из детства. Воздушный корабль Ту-104.

Самолету не нужны ни шоссе, ни рельсы, ни реки, ни моря. Его дорога воздух – воздушный океан. Самолет – самый быстрый из всех «экипажей», которыми пользуется человек.

Лошадь за час в среднем пробегает 10 километров, пароход – 13-17 километров, поезд – 30-40 километров, автомобиль – 50-80 километров, а самолет делает 200-400 километров в час. Это хорошо! Быстро! Каждую минуту он пролетает  5-6 километров. Очень хорошо! Но так ли уж хорошо?

От Москвы до Китая едва долетали с остановками за двое суток. День и ночь да еще день и ночь. Конечно, это не так медленно. На лошади до Китая нужно было ехать несколько месяцев, а на самом скором поезде – 10 суток. Долго, утомительно.

Хорошо, если бы утром вылететь из Москвы, а вечером прилететь в Китай. В Москве позавтракал, а ужинать прилетел к своим друзьям – китайцам. Это несколько лет назад походило на сказку, а теперь эта сказка называется воздушным кораблем ТУ-104. Этот воздушный корабль нарисован на двух страницах журнала. Сейчас мы узнаем, что это за корабль.

«ТУ» он называется потому, что его главным строителем был Туполев Андрей Николаевич. От его фамилии взяли две первые буквы – «ТУ» и назвали ими корабль. А «104» — это заводской номер всех таких воздушных кораблей – «ТУ».

Сейчас корабль готовится к отлету в Пекин, в Китай. Солнышко уже взошло. Прибыло семьдесят пассажиров. И для каждого из них в корабле найдется место. Вот такое. Правда, удобное? Нажал кнопку – и спинка кресла отклонилась назад. Почти кровать. Можешь спать. Пожалуйста!Привет из детства. Воздушный корабль Ту-104.

Если проголодался – вот салон, где ты можешь заказать себе чай и котлеты. А это кухня. Здесь можно все что угодно изжарить и сварить. На воздушном корабле есть и умывальник, и раздевалка, и все необходимое.

Извини, пожалуйста!.. Мы забыли сказать, что сейчас воздушный корабль находится в пути, в воздухе. Да, да!.. И очень высоко над землей. Десять километров над землей. Выше всех облаков. И здесь холодно. Очень холодно. Мороз, как на Северном Полюсе. Но в корабле тепло. Он не пропускает стужи. У него великолепное отопление.

За окнами нечем дышать – здесь воздух разрежен. Но ТУ-104 возит с собой достаточный запас воздуха для всех пассажиров. И в нем дышится так же легко, как на земле, в мае.

А это багажное отделение. Тот багаж, что везли на тележке, и те посылки и почтовые мешки, которые сгружали с самолета, теперь в этом багажном отделении. Здесь же и собачка, которая летит в Китай на выставку породистых собак. Она тоже хорошо себя чувствует.

Сколько сейчас времени? Уже двенадцать. Ого! Значит мы пролетели половину пути в Китай. К вечеру мы будем в Пекине, потому что самолет летит со скоростью 800 километров в час. Почти 14 километров в минуту. Столько же, сколько пароход проходит за целый час.

Это настоящий волшебный воздушный корабль. Он сегодня самый большой и самый быстрый. Это сегодня. А завтра… А завтра – Андрей Николаевич Туполев говорит, что воздушные корабли будут еще больше и станут летать еще быстрее.

Расти, дорогой друг! Может быть ты будешь водить такие корабли. А если и нет, если ты полетишь на таком корабле всего лишь пассажиром, — тоже хорошо. Тоже есть смысл расти и учиться.

========================================================

До новых встреч с более подробной статьей о Ту-104, рассказанной уже не со страниц детского журнала….

This entry was posted in АВИАИНТЕРЕСНОСТИ, ОБО ВСЕМ, О РАЗНОМ and tagged . Bookmark the permalink.

15 Комментариев: Привет из детства. Воздушный корабль Ту-104.

  1. Foxhound говорит:

    Здравствуйте, Юрий. Нашел я ваш журнал. Издан он в 1957 году, издательством «Молодая Гвардия»…
    Все подробности по электронной почте.

  2. Алексей говорит:

    Первый самолет Ту-104 совершил полет в начале ноября 1955 года… в процессе полета самолет неожиданно подбрасывало вверх, после чего на некоторое время терялось управление машиной. Такое состояние летчики назвали «подхватом». Причину подобного явления определить не удалось. Несмотря на это, эксплуатация самолета была продолжена, а испытания не прекращались…Как показало дальнейшее развитие событий, проблемы с «подхватом» решены не были. В августе 1958 года самолет Ту-104, потеряв управление, разбился, в результате чего погибло 64 человека. Конструктор Туполев всячески отрицал, что существуют какие бы то ни было проблемы, а катастрофа произошла по вине экипажа. Существует версия, что самолету просто не хватило топлива. Но через некоторое время и второй Ту-104 потерпел аварию, войдя в штопор и врезавшись в землю…А еще через два месяца – точно такая же ситуация сложилась под Канашем….Ни одно из расследований, проводимых специалистами Главного управления ГВФ, ВВС, Государственного НИИ, а также самого КБ Туполева не смогло пролить свет на то, что же произошло на самом деле. Было выдвинуто множество предположений: техническая неисправность, дефекты в конструкции, плохие погодные условия, ошибки экипажа….Все шишки, конечно же, падали на головы пилотов, поскольку в технических характеристиках самолетов никто не сомневался. Но переданные Гарольдом Кузнецовым сведения расставили точки над «І». Из полученной информации комиссия сделала вывод о том, что лайнер попал в огромный восходящий воздушный поток. Никто из конструкторов даже предположить не мог, что подобное возможно на высоте более 9 километров, поскольку простые поршневые машины могли подниматься на гораздо меньшую высоту. Поэтому такое явление, как турбулентность, считалось мелочью …
    По результатам работы государственной комиссии, авария длилась не больше двух минут….Неудивительно, что самолет приобрел нехорошую славу. В 1960 году лайнер Ту-104 был снят с производства, а его место на время заняли турбовинтовые лайнеры Ил-18. А поскольку для разгона Ту-104 необходима была длинная полоса, то и использовался он на внутренних рейсах не часто….

    htt://ribalych.ru/2014/02/17/chelovek-chernyj-yashhik-i-tu-104/
    htt://fapnews.ru/41666-poslednie-slova-kak-gibnushhiy-ekipazh-zabotilsya-o-budushhem/

  3. somewho говорит:

    Сразу вспомнилась песенка на мотив похоронного марша
    «Ту-104 самый быстрый самолет,
    За две минуты до могилы довезет
    Берегите нервы,
    Едьте поездами…»

  4. Дмитрий говорит:

    Спасибо Вам! Это правда очень приятно было прочитать. Тем более, что я противник мнения того, что советская авиатехника отстает по своим параметрам западной. Не согласен с этим, и даже разговаривал с пилотами: по комфорту — да, по надежности… вопрс оставлю на решения того, кто читает. Искренне Ваш, Ковалев Дмитрий. PS. Мой отец работал в алматинском АТБ, т.ч. к самолетам я некоторое отношение все же имею.

  5. pasha говорит:

    Кстати, я ещё не показывал? У нас тут, совсем рядом, в Бердске девушка восстанавливает такой самолёт: http://maryka84.livejournal.com/tag/%D0%A2%D1%83-104

    • Юрий говорит:

      Здорово! Молодец девушка. Жалко только, что все такого рода дела у нас только на энтузиастах и держатся. А ведь это история. Да еще какая!

  6. pasha говорит:

    Интересно)
    Но удивила строчка «ТУ-104 возит с собой достаточный запас воздуха для всех пассажиров» — разве воздух в салон не подаётся от одной из ступеней компрессора двигателей?

    • Юрий говорит:

      Не относитесь так строго к авторам этой книжки :-). Думаю, что они об этом самом воздухе имели очень туманное понятие… То есть слышали, что салон герметичен и сделали вывод :-). Это ж детская книжка и стиль у нее — сами видите. Тут главное — ностальгия… А на самом деле конечно воздух поступает от компрессоров двигателей.

  7. Елена говорит:

    Спасибо за статью!

  8. Алекс говорит:

    Вот спасибо!!!!!!!! Где мои 17 лет? )
    Стиль той поры не подражаем. Эдакая смесь наивности и романтики.

  9. Тимур говорит:

    Спасибо большое!

    Как любили свою страну, с каким вниманием относились к своим, советским, детишкам…
    С нетерпением жду Вашего рассказа об этом непростом красавце-первенце.

  10. Татьяна говорит:

    Огромное спасибо!!!
    Ваш сайт — настоящая находка!!!

  11. Олег говорит:

    Спасибо большое за звоночек из детства!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *