Что такое черный ящик самолета?

Привет!

Повторяю вопрос. Что такое черный ящик самолета?  Попробую пошутить и отвечу: ничего… :-) И, строго говоря, ответ правильный. Потому что, во-первых, не черный, а, во-вторых часто даже и не ящик. Слушая какой-нибудь телевизионный репортаж о тяжелом летном происшествии, можно услышать что-то типа «ведутся поиски черных ящиков» . Что-то замысловатое и таинственное.

черный ящик

Аварийный регистратор полётных данных системы МСРП-12-96

На самом деле никакой тайны. На каждом современном летательном аппарате имеются технические средства объективного контроля – СОК. Обычно это бортовое устройство регистрации (БУР), которое фиксирует и сохраняет полетную информацию  и бортовой магнитофон (БМ), записывающий переговоры зкипажа. Вся эта информация используется для оценки действий экипажа во время выполнения полетного задания, для контроля и диагностики работы систем самолета и, в случае какого-либо летного происшествия, для помощи в поиске причин, приведших к этому происшествию. БУР – это комплекс электронных блоков и кабелей. Один из этих блоков обязательно является накопителем полетных данных. Вот этот самый накопитель и есть таинственный черный ящик самолета. Если говорят  о черных ящиках во множественном числе, то обычно  имеется ввиду еще накопитель бортового магнитофона. «Черный ящик» на самом деле окрашен в ярко оранжевый цвет. Делается это для того, чтобы в случае аварии и разрушения летательного аппарата он был визуально заметен. Для облегчения поисков в блоки даже часто встраиваются радиомаячки. Устанавливается накопитель чаще всего в хвостовой части самолета или даже в киле. Это сделано для того, чтобы по возможности избежать повреждений, ведь киль, например, часто при авариях остается малоповрежденным. Сам электронный блок обычно помещается в титановый бронекорпус, с использованием специальной термоизоляции, которая позволяет ему находиться при температуре  1100 градусов Цельсия 30-40 минут без внутренних повреждений.

черный ящик

пример цилиндрического накопителя данных

Оранжевая краска, кстати, тоже жаропрочная. Форма корпуса обычно цилиндрическая или шарообразная, если конечно это позволяет конструкция. Черный ящик самолета (вертолета) на самом деле очень полезный с практической точки зрения агрегат. А ведь еще не так давно летательные аппараты  строились без них. Во время Отечественной войны в Советском Союзе стали появляться самолеты на которых регистрировались по два-три параметра, Однако бурное  распространение БУР  началось в первой половине 60-х годов прошлого века в зарубежной  гражданской авиации. В СССР этим вопросом плотно занялись начиная с 1970 года после вступления в ИКАО. А произошло это потому, что по нормам ИКАО полет на международных линиях без средств объективного контроля запрещен. Первым государством законодательно закрепившим обязательность установки этой системы на все самолеты стала Австралия и именно австралийский ученый Дэвид Уоррен считается ее изобретателем.

изобретатель черного ящика

Дэвид Уоррен, изобретатель "черного ящика"

Системы постоянно совершенствуются.  На старых  летатательных аппаратах  стояли  БУР, в которых параметры записывались чернилами по бумажной ленте. Понятно, какое тут могло быть качество и сохранность. Потом носителем информации стала фотопленка, а накопитель был по сути дела шлейфовым осциллографом. Сейчас в основном  используются магнитные накопители. Информация здесь записывается в цифровом виде, а носителем является магнитная лента или специальная проволока. Появляются уже и регистраторы нового поколения с твердотельным носителем информации. Это обеспечивает еще большую сохранность и качество. Растут также и возможности по количеству фиксируемых параметров. Если  система САРПП-12 могла регистрировать только 12 параметров, МСРП-64 соответственно 64, то ТЕСТЕР-У3 уже 256. Таким образом черный ящик самолета (а также вертолета и любого другого летательного аппарата) – это ярко-оранжевый часто цилиндрический или шарообразный агрегат. Служит вовсе не для сохранения тай ны, а как раз для ее раскрытия. Опять имеем несоответствие в понятиях :-) . Да и ладно… В этой ситуации важно, чтобы этому ящику как можно реже приходилось выполнять свои аварийные задачи…

Фотографии кликабельны.

{lang: 'ru'}
Вам было интересно? Расскажите об этом друзьям:
Приглашаю к общению:

No related posts.

This entry was posted in МИР АВИАЦИИ, САМОЛЕТ and tagged . Bookmark the permalink.

67 Комментариев: Что такое черный ящик самолета?

  1. Vasili70 говорит:

    Никогда не знал, что на самом деле представляет черный ящик. Успехов Вам в написании новых статей

  2. Марина говорит:

    Спасибо. Я теперь буду знать, что этот “черный ящик” совсем не черный и не ящик.

  3. Людмила говорит:

    Вы мне просто глаза раскрыли на “черный ящик “. Всегда представляла его типа “черный ящик в студию”. А почему ярко-оранжевый часто цилиндрический или шарообразный агрегат назвали черным ящиком? Чтобы мозги шпионам запудрить?

    • admin говорит:

      На заре его эксплуатации работа с ним разрешалась только узкому кругу специально допущенных людей из-за серьезности хранимой в нем информации. Оттуда видимо и повелось…

      • Тимур Алиев говорит:

        Вообще в технике черным ящиком именуется любое устроиство принцип действия которого неизвестен. Спасибо уважаемому Юрию за прекрасный сайт.

    • Илья говорит:

      Все просто: изначально первые конструкции имели вид именно ящиков и были черными, потом их стали окрашивать в оранжевый цвет, для более легкого поиска, а название так и осталось

  4. Ольга говорит:

    всегда только слышала о “черном ящике”, а что такое по сути не знала. очень подробная статья,спасибо!

  5. Ольга говорит:

    о, наконец-то я увидела этот загадочный “черный” ящик ! :) ))

  6. Татьяна говорит:

    Все интересно! Удачи вам

  7. Евгения говорит:

    Слышала про черный ящик. Очень интересная статья.

  8. Татьяна говорит:

    Все таки какое нужное для человечества изобретение, только жаль что про него мы в основном слышим когда случается трагедия :(

  9. Андрей говорит:

    Первый раз увидел фото черного ящика.

  10. Игорь говорит:

    Спасибо, просветили, я наверное, как и многие считал по-другому, ваша статья внесла ясность в этот вопрос! Оказывается он оранжевый и не “ящик”!:)

  11. kris1961 говорит:

    Понятнее стало как ведется запись данных о полете, спасибо.

  12. Людмила говорит:

    Совсем не черный, совсем не ящик!

  13. Светлана говорит:

    И не черный, и не ящик вовсе! “Напускают дыма”, вводят в заблуждение! Теперь знаю, как он выглядит. Спасибо за интересный рассказ!

  14. Лидия говорит:

    Очень познавательная статья! Значит,всё-таки в хвосте безопаснее всего в случае аварии…

  15. Mark говорит:

    какую ценность предоставляет квадратный плоский метал толи это алмаз на самописце!у меня это есть

    • admin говорит:

      Не совсем понятен Ваш вопрос :-) … Возможно Вы имели ввиду записывающую головку или же твердотельный накопитель информации… В любом случае могу сказать, что алмазов, в том числе и промышленных там нет. А то, что есть особой ценности из себя не представляет. По крайней мере для реализации на стороне :-) .

  16. Людмила говорит:

    Если черный ящик падает с огромной высоты – он должен разбиться. Его тоже потом по частям собирают?

    • admin говорит:

      Эти устройства изготавливаются с учетом возможных критических нагрузок, поэтому очень прочны и на части обычно не разлетаются, хотя бывают и повреждены. Однако все в жизни случается. Иной раз приходится и собирать :-) … В случае летного проишествия всегда стараются собрать все до мельчайших деталей, ведь они могут пролить свет на причины происшедшего…

  17. Александр говорит:

    Вопрос по плавучести “чёрного ящика”. Он тонет или нет? Сколько времени может быть “на плаву”? И что значит определение “безводный” ( на фотографии МСРП-12-96)?

    • admin говорит:

      Практически все они тонут. Хотя я как-то встречал упоминание об оснащении аварийных регистраторов средствами плавучести. Но сам с такими не сталкивался. Обычно в параметрах этих устройств плавучесть не задается, а задается параметр нахождения в морской воде на определенной глубине. Например, для регистратора Барс-2М информация должна сохраняться при нахождении в морской воде на глубине 1000м в течение 30 суток.

  18. Александр говорит:

    Прежде всего хочу поблагодарить Вас за ответы.На каком-то из форумов встретил сообщение, в котором предлагалось от традиционных “чёрных ящиков” если не полностью отказаться, то хотя бы продублировать их на самолётах, выполняющих трансконтинентальные рейсы через океаны, на испытательных машинах.Предложение, правда, дал дилетант. Но, как показывает история, иногда у не специалиста могут в голове возникнуть какие-то ” нестандартные” идеи. Суть в том, чтобы передавать данные на спутники.Спутников с каждым днём становится всё больше.И не надо будет искать “Чёрный ящик” на больших глубинах , восстанавливать ( что не всегда удаётся) данные разрушенного регистратора. Не слышали ли случайно о таком виде сохранения параметрических данных ?

    • admin говорит:

      Насчет нестандартных идей – это совершенно правильно сказано :-) . По поводу передачи полетных данных через спутник с последующим сохранением где-то в специальном хранилище я тоже слышал. Вроде как даже проводились на этот счет кое-какие научные изыскания. Но не более того. Теоретически – это вполне реальная вещь, но как это будет осуществляться на практике пока не ясно, тем более что похоже это дело потребует больших денежных вложений. Видимо это не дело ближайшего будущего….

  19. kpest говорит:

    а драг металл там есть?

    • admin говорит:

      С практической точки зрения можно сказать, что нет. Мизер, в основном на контактах. Не стоит заморачиваться :-)

  20. Светлана говорит:

    спасибо за статью. Познавательно. И история и характеристика и фото. Хотя я, тоже представляла это “черный ящик” как черный и как ящик…да и понять не могла для чего он нужен. Теперь все понятно.

    • admin говорит:

      Не за что, Светлана :-) . Заходите еще, наверняка найдете что-то для себя интересное. Буду рад.
      А “черный ящик” конечно штука очень полезная. Жаль, что всплеск интереса к нему означает чаще всего, что произошло очередное печальное событие. В понедельник упал ATR-72, знаете, наверное. Но вобщем-то черный ящик для того и существует, чтобы было как можно меньше таких происшествий….

  21. Светлана говорит:

    дааа, в курсе. Печальное событие. Именно поэтому и полезла за инфой….

  22. цветана говорит:

    все время хотела узнать что эт такое,думала что,этот черный ящик положили туда тот кто хотел всех угробитьXDDD
    да…..вот и мысли у меня были))
    ну теперь то уж точно буду знать)))

    • admin говорит:

      Черный ящик – черные мысли :-) … Ассоциации нехорошие. А на самом деле все оранжевое и веселое :-)

  23. Наиль говорит:

    сегодн в новостях написали что черный ящик вертолета был разрушен при крушении. Может быть такое или власти скрывают информацию

    • admin говорит:

      Вопрос, конечно, интересный :-) … Дело в том, что это зависит от многих факторов, и не о всех из них мы с Вами можем быть информированы. Какой был вертолет, каковы были обстоятельства крушения, когда регистратор параметров полета (черный ящик) нашли и при каких обстоятельствах, как с ним обращались после его нахождения, что за модель у этого регистратора… Это так сказать технические факторы, а есть еще всякие там личностные, ведомственные, политические и т.д., которые, сами понимаете к технике и физике не относятся. Те, кто читает нам новости, а также те, кто их готовит, обычно в том, о чем они говорят соображают мало. Чаще всего достоверной информацией о черных ящиках, об их состоянии и причинах возможного разрушения (ничего вечного в нашем мире нет :-) , особенно это касается старых моделей) обладают те, кто непосредственно занимается расследованием происшествия. А что преподнесут нам с экрана, тут уже вопрос, хотя в последнее время в этом вопросе все же по-моему порядок устанавливается. Вот как-то так :-)

  24. камила говорит:

    Скажите если вы знаете,как можно определить расчет на сопротивление черного ящика при крушении какого либо самолета?

    • admin говорит:

      К сожалению, методики такого расчета я не встречал, извините :-( . Можно было бы что-то определить на уровне самодеятельности, но думаю это не совсем то, что нужно….

  25. камила говорит:

    жду,заранее спасибо

  26. Антон говорит:

    Юрий, а известны ли Вам отечественные и зарубежные производители подобной техники? поделитесь информацией.

  27. Артем говорит:

    В комментариях товарищей и Вашей статье упоминается о магнитной записывающей ленте и твердотельной носителе информации. Получается, что полет записывается как аналоговый сигнал на пленку и цифровой на твердотельный носитель?
    Уточните, пожалуйста, количество самописцев на борту?

    • admin говорит:

      Моделей регистраторов сейчас появилось немало. Последние модели часто используют твердотельный носитель. Но обычно в регистраторе применяется какой-то один тип носителя информации. Количество самописцев может быть различное на разных типах самолетов. Но обычно имеется бортовой накопитель данных, который используется в повседневной работе и защищенный бортовой накопитель, который дублирует повседневный и является собственно “черным ящиком”. Он расположен чаще всего в хвостовой части (в киле) и защищен от разрушений. Там же отдельным блоком расположен и регистратор переговоров экипажа и звуков в кабине. Он тоже выполнен в защищенном виде. Это необходимый минимум обычно. Но этих защищенных накопителей (дублирующих друг друга) может быть и больше. Тут уж от конструкторов зависит…

  28. Артем говорит:

    Разобрался с носителями. Разговор понятно, записывается с помощью магнитной головки, как у магнитофона. А возьмем, к примеру, показание прибора (параметр напряжения или тока) – как его зафиксировать? По метке времени?

    • admin говорит:

      Да, все параметры фиксируются относительно временной шкалы….

    • Руслан говорит:

      Я думаю, примерно также как информация записываемая на жёсткий диск в компьютере.
      Примерно по такому же принципу, в ЭБУ двигателя автомобиля записываются ошибки.

    • Руслан говорит:

      P.S. Аналоговый сигнал с датчика преобразуется в цифровой вид и записывается в блок памяти, а уж какой там блок памяти я не знаю, может что то типа жёсткого диска, или как на флешке – микросхема.

  29. Ирина говорит:

    Спасибо за познавательную статью.
    Сейчас в новостях говорят, что черные ящики не дают никакого сигнала. Что это значит? Что они и самолет на такой большой глубине, что сигнал не проходит? Или что самолет совсем не разбился, угнан, и целые ящики не дают сигнала? Или еще что? Поясните, пжл.

    • Юрий говорит:

      На регистраторах (черных ящиках) в зависимости от их конструкции (возраста) могут устанавливаться устройства типа радиомаяков или акустические устройства (для подводных поисков). Они срабатывают только в случае аварии. Боинг самолет относительно новый, так что на нем они стоят наверняка. Если их не слышно, то либо они разрушились и не работают, либо находятся там, откуда их сигналы не слышны, либо самолет произвел нормальную штатную посадку и находится на земле в исправном состоянии.

  30. Ирина говорит:

    Спасибо Вам, Юрий! Удачи!

  31. юля говорит:

    спасибо! очень интересная статья и комментарии к ней))

  32. Юрий говорит:

    ОРАНЖЕВЫЙ ЯЩИК.
    В широком смысле понятие ЧЕРНЫЙ ЯЩИК означает неважность содержимого.
    ЧЕРНЫЙ ЯЩИК ЛЕТАтеЛЬНЫХ АППАРАТОВ – лишь частный случай. Это просто БУР — бортовое устройство регистрации. БУР для облегчения поиска после аварии обычно красится в оранжевый цвет.
    А т. к. БУР – понятие нечитаемое, предлагаю внедрить в обиход для его обозначения вполне понятный термин ОРАНЖЕВЫЙ ЯЩИК.

  33. Amcoi говорит:

    Интересно, каким образом происходит вскрытие этих ящиков. Их запаивают перед полетом и каждый раз вскрывают, чтобы перезарядить пленку или используются какие-то особые механизмы, которые предотвращают случайное вскрытие самописца во время удара об землю?

    • Юрий говорит:

      Аварийные регистраторы параметров полета (черные ящики) в принципе разъемные устройства. Просто конструктивно они выполнены так, чтобы, несмотря на это, выдерживать большие нагрузки. Ранние устройства, которые использовали фотопленку требовали перезарядки. Но при этом не надо было вскрывать все устройство. Для этого применяется отдельный съемный исполнительный блок(защищенный, он же аварийный), в который на земле заряжается новая пленка. Потом после полета старый блок выдергивается, новый вставляется. Современные регистраторы имеют магнитные или твердотельные накопители информации, которые не требуют перезарядки. Вся информация с них списывается на земле дистанционно на специальные устройства (типа магнитофонов :-) ). Ненужная информация автоматически стирается. То есть где-то на самолете есть разъем, к которому подсоединяется “приборчик” и вся информация о полете списана. Ну, а если уж аварийные обстоятельства, тогда работа идет непосредственно с регистратором с использованием специальных средств. Корпуса всех устройств очень прочные и герметичные, в том числе и в местах разъемов.

  34. Анастасия говорит:

    Спасибо! Мне тоже очень понравилась статья.

  35. Валерий говорит:

    Используется ли в “черных ящиках” видеорегистратор, т.е. ведется ли видеосъемка действий пилотов (или пассажиров) на время скажем, хотя бы одного полета?

    • Юрий говорит:

      В обычных “штатных” регистраторах видеосъемка не ведется. Кроме параметрической записи производится еще запись переговоров экипажа. Сюда же могут попасть различные звуки, слышные в кабине экипажа.

      • Валерий говорит:

        Не знаю, применима ли здесь фраза “лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, но если в ходе инноваторских новшеств к звуку “черных ящиков” приаттачат еще и видео! Хотя, все равно это не нам решать, свою роль играют еще и финансы…Интересно, а вообще какова средняя стоимость “черных ящиков”?

        • Юрий говорит:

          Видео несомненно может помочь в определенных случаях. Но все же наибольшую информацию дает параметрический “черный ящик”. Все вместе – параметры + звук + видео пожалуй было бы лучше и действенней…. Насчет стоимости, к сожалению, не в курсе….

  36. Владимир говорит:

    вопрос , возможно ли снять показания с черного яшика не вскрывая его, ну типа флешки воткнул и скопировал)))))), или всегда что бы прочесть, его надо демонтировать с самолета , и вскрыть?

    • Юрий говорит:

      Да, конечно можно. Современная система регистрации параметров полета именно так и устроена. Записанное можно “переписать” после полета на отдельный носитель (типа той “флэшки”) при помощи специального устройства (наземное, передвижное). Для этого оно просто подключается к специальному бортовому штекеру. Можно конечно ту же информацию “изъять”, разобрав “черный ящик”, но это делается, как известно, только в случае разрушения самолета. Есть нюансы на разных типах летательных аппаратов, но общий принцип именно такой.

      • Владимир говорит:

        спасибо за ответ, вопрос был задан с учетом нынешнего состояния расследования по боингу, насколько я знаю яшики с него были переданы ополчением бельгийцам , в отличном состоянии, вот и возник вопрос , могли ли наши спецы скопировать данные о полете.))))))

        • Юрий говорит:

          На этот вопрос ответить сложно. Думаю, что вряд ли наши что-то скопировали, ведь разбирать аппаратуру было нельзя, и передана она была достаточно быстро. Но ведь еще и в том дело, что информация сама по себе может только косвенно подтвердить, что самолет был разрушен извне. На вопрос, кто это сделал и с помощью чего, она не ответит. Для этого нужна “выкладка” и исследования элементов конструкции плюс обработка внешней информации, начиная от опросов очевидцев и до информации специальных служб. Но очень похоже, что ничего (или почти ничего) этого не делается. Нарушения просто вопиющие. Сам участвовал в расследованиях и знаю, как это должно происходить…..

          • Владимир говорит:

            я думаю, конкретное время разрушения и переговоры пилотов очень много значат( особенно время) , то что это исказить не смогут уже хорошо, а разбирать то зачем если вывод для чтения есть, то подсоединяйся и читай

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>