Привет!
Повторяю вопрос. Что такое черный ящик самолета? Попробую пошутить и отвечу: ничего… 🙂 И, строго говоря, ответ правильный. Потому что, во-первых, не черный, а, во-вторых часто даже и не ящик. Слушая какой-нибудь телевизионный репортаж о тяжелом летном происшествии, можно услышать что-то типа «ведутся поиски черных ящиков» . Что-то замысловатое и таинственное.
На самом деле никакой тайны. На каждом современном летательном аппарате имеются технические средства объективного контроля – СОК. Обычно это бортовое устройство регистрации (БУР), которое фиксирует и сохраняет полетную информацию и бортовой магнитофон (БМ), записывающий переговоры зкипажа. Вся эта информация используется для оценки действий экипажа во время выполнения полетного задания, для контроля и диагностики работы систем самолета и, в случае какого-либо летного происшествия, для помощи в поиске причин, приведших к этому происшествию. БУР – это комплекс электронных блоков и кабелей. Один из этих блоков обязательно является накопителем полетных данных. Вот этот самый накопитель и есть таинственный черный ящик самолета. Если говорят о черных ящиках во множественном числе, то обычно имеется ввиду еще накопитель бортового магнитофона. «Черный ящик» на самом деле окрашен в ярко оранжевый цвет. Делается это для того, чтобы в случае аварии и разрушения летательного аппарата он был визуально заметен. Для облегчения поисков в блоки даже часто встраиваются радиомаячки. Устанавливается накопитель чаще всего в хвостовой части самолета или даже в киле. Это сделано для того, чтобы по возможности избежать повреждений, ведь киль, например, часто при авариях остается малоповрежденным. Сам электронный блок обычно помещается в титановый бронекорпус, с использованием специальной термоизоляции, которая позволяет ему находиться при температуре 1100 градусов Цельсия 30-40 минут без внутренних повреждений.
Оранжевая краска, кстати, тоже жаропрочная. Форма корпуса обычно цилиндрическая или шарообразная, если конечно это позволяет конструкция. Черный ящик самолета (вертолета) на самом деле очень полезный с практической точки зрения агрегат. А ведь еще не так давно летательные аппараты строились без них. Во время Отечественной войны в Советском Союзе стали появляться самолеты на которых регистрировались по два-три параметра, Однако бурное распространение БУР началось в первой половине 60-х годов прошлого века в зарубежной гражданской авиации. В СССР этим вопросом плотно занялись начиная с 1970 года после вступления в ИКАО. А произошло это потому, что по нормам ИКАО полет на международных линиях без средств объективного контроля запрещен. Первым государством законодательно закрепившим обязательность установки этой системы на все самолеты стала Австралия и именно австралийский ученый Дэвид Уоррен считается ее изобретателем.
Системы постоянно совершенствуются. На старых летатательных аппаратах стояли БУР, в которых параметры записывались чернилами по бумажной ленте. Понятно, какое тут могло быть качество и сохранность. Потом носителем информации стала фотопленка, а накопитель был по сути дела шлейфовым осциллографом. Сейчас в основном используются магнитные накопители. Информация здесь записывается в цифровом виде, а носителем является магнитная лента или специальная проволока. Появляются уже и регистраторы нового поколения с твердотельным носителем информации. Это обеспечивает еще большую сохранность и качество. Растут также и возможности по количеству фиксируемых параметров. Если система САРПП-12 могла регистрировать только 12 параметров, МСРП-64 соответственно 64, то ТЕСТЕР-У3 уже 256. Таким образом черный ящик самолета (а также вертолета и любого другого летательного аппарата) – это ярко-оранжевый часто цилиндрический или шарообразный агрегат. Служит вовсе не для сохранения тай ны, а как раз для ее раскрытия. Опять имеем несоответствие в понятиях :-). Да и ладно… В этой ситуации важно, чтобы этому ящику как можно реже приходилось выполнять свои аварийные задачи…
Фотографии кликабельны.
вопрос , возможно ли снять показания с черного яшика не вскрывая его, ну типа флешки воткнул и скопировал)))))), или всегда что бы прочесть, его надо демонтировать с самолета , и вскрыть?
Да, конечно можно. Современная система регистрации параметров полета именно так и устроена. Записанное можно «переписать» после полета на отдельный носитель (типа той «флэшки») при помощи специального устройства (наземное, передвижное). Для этого оно просто подключается к специальному бортовому штекеру. Можно конечно ту же информацию «изъять», разобрав «черный ящик», но это делается, как известно, только в случае разрушения самолета. Есть нюансы на разных типах летательных аппаратов, но общий принцип именно такой.
спасибо за ответ, вопрос был задан с учетом нынешнего состояния расследования по боингу, насколько я знаю яшики с него были переданы ополчением бельгийцам , в отличном состоянии, вот и возник вопрос , могли ли наши спецы скопировать данные о полете.))))))
На этот вопрос ответить сложно. Думаю, что вряд ли наши что-то скопировали, ведь разбирать аппаратуру было нельзя, и передана она была достаточно быстро. Но ведь еще и в том дело, что информация сама по себе может только косвенно подтвердить, что самолет был разрушен извне. На вопрос, кто это сделал и с помощью чего, она не ответит. Для этого нужна «выкладка» и исследования элементов конструкции плюс обработка внешней информации, начиная от опросов очевидцев и до информации специальных служб. Но очень похоже, что ничего (или почти ничего) этого не делается. Нарушения просто вопиющие. Сам участвовал в расследованиях и знаю, как это должно происходить…..
я думаю, конкретное время разрушения и переговоры пилотов очень много значат( особенно время) , то что это исказить не смогут уже хорошо, а разбирать то зачем если вывод для чтения есть, то подсоединяйся и читай
Используется ли в «черных ящиках» видеорегистратор, т.е. ведется ли видеосъемка действий пилотов (или пассажиров) на время скажем, хотя бы одного полета?
В обычных «штатных» регистраторах видеосъемка не ведется. Кроме параметрической записи производится еще запись переговоров экипажа. Сюда же могут попасть различные звуки, слышные в кабине экипажа.
Не знаю, применима ли здесь фраза «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», но если в ходе инноваторских новшеств к звуку «черных ящиков» приаттачат еще и видео! Хотя, все равно это не нам решать, свою роль играют еще и финансы…Интересно, а вообще какова средняя стоимость «черных ящиков»?
Видео несомненно может помочь в определенных случаях. Но все же наибольшую информацию дает параметрический «черный ящик». Все вместе — параметры + звук + видео пожалуй было бы лучше и действенней…. Насчет стоимости, к сожалению, не в курсе….
Спасибо! Мне тоже очень понравилась статья.
Интересно, каким образом происходит вскрытие этих ящиков. Их запаивают перед полетом и каждый раз вскрывают, чтобы перезарядить пленку или используются какие-то особые механизмы, которые предотвращают случайное вскрытие самописца во время удара об землю?
Аварийные регистраторы параметров полета (черные ящики) в принципе разъемные устройства. Просто конструктивно они выполнены так, чтобы, несмотря на это, выдерживать большие нагрузки. Ранние устройства, которые использовали фотопленку требовали перезарядки. Но при этом не надо было вскрывать все устройство. Для этого применяется отдельный съемный исполнительный блок(защищенный, он же аварийный), в который на земле заряжается новая пленка. Потом после полета старый блок выдергивается, новый вставляется. Современные регистраторы имеют магнитные или твердотельные накопители информации, которые не требуют перезарядки. Вся информация с них списывается на земле дистанционно на специальные устройства (типа магнитофонов :-)). Ненужная информация автоматически стирается. То есть где-то на самолете есть разъем, к которому подсоединяется «приборчик» и вся информация о полете списана. Ну, а если уж аварийные обстоятельства, тогда работа идет непосредственно с регистратором с использованием специальных средств. Корпуса всех устройств очень прочные и герметичные, в том числе и в местах разъемов.
ОРАНЖЕВЫЙ ЯЩИК.
В широком смысле понятие ЧЕРНЫЙ ЯЩИК означает неважность содержимого.
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК ЛЕТАтеЛЬНЫХ АППАРАТОВ — лишь частный случай. Это просто БУР — бортовое устройство регистрации. БУР для облегчения поиска после аварии обычно красится в оранжевый цвет.
А т. к. БУР — понятие нечитаемое, предлагаю внедрить в обиход для его обозначения вполне понятный термин ОРАНЖЕВЫЙ ЯЩИК.
спасибо! очень интересная статья и комментарии к ней))
Спасибо Вам, Юрий! Удачи!
Спасибо за познавательную статью.
Сейчас в новостях говорят, что черные ящики не дают никакого сигнала. Что это значит? Что они и самолет на такой большой глубине, что сигнал не проходит? Или что самолет совсем не разбился, угнан, и целые ящики не дают сигнала? Или еще что? Поясните, пжл.
На регистраторах (черных ящиках) в зависимости от их конструкции (возраста) могут устанавливаться устройства типа радиомаяков или акустические устройства (для подводных поисков). Они срабатывают только в случае аварии. Боинг самолет относительно новый, так что на нем они стоят наверняка. Если их не слышно, то либо они разрушились и не работают, либо находятся там, откуда их сигналы не слышны, либо самолет произвел нормальную штатную посадку и находится на земле в исправном состоянии.
А до какой глубины сигналы слышны?
Увы, тут я Вам не подскажу. Нет у меня к сожалению таких данных….
Разобрался с носителями. Разговор понятно, записывается с помощью магнитной головки, как у магнитофона. А возьмем, к примеру, показание прибора (параметр напряжения или тока) — как его зафиксировать? По метке времени?
Да, все параметры фиксируются относительно временной шкалы….
Я думаю, примерно также как информация записываемая на жёсткий диск в компьютере.
Примерно по такому же принципу, в ЭБУ двигателя автомобиля записываются ошибки.
P.S. Аналоговый сигнал с датчика преобразуется в цифровой вид и записывается в блок памяти, а уж какой там блок памяти я не знаю, может что то типа жёсткого диска, или как на флешке — микросхема.
В комментариях товарищей и Вашей статье упоминается о магнитной записывающей ленте и твердотельной носителе информации. Получается, что полет записывается как аналоговый сигнал на пленку и цифровой на твердотельный носитель?
Уточните, пожалуйста, количество самописцев на борту?
Моделей регистраторов сейчас появилось немало. Последние модели часто используют твердотельный носитель. Но обычно в регистраторе применяется какой-то один тип носителя информации. Количество самописцев может быть различное на разных типах самолетов. Но обычно имеется бортовой накопитель данных, который используется в повседневной работе и защищенный бортовой накопитель, который дублирует повседневный и является собственно «черным ящиком». Он расположен чаще всего в хвостовой части (в киле) и защищен от разрушений. Там же отдельным блоком расположен и регистратор переговоров экипажа и звуков в кабине. Он тоже выполнен в защищенном виде. Это необходимый минимум обычно. Но этих защищенных накопителей (дублирующих друг друга) может быть и больше. Тут уж от конструкторов зависит…
Юрий, а известны ли Вам отечественные и зарубежные производители подобной техники? поделитесь информацией.