Нынешний ликер шасси.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вчера посмотрел в очередной раз старый фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Классное кино! Помните знаменитый ликер шасси? И тут подумалось: а чем не тема для статьи.

ликер шасси

незабываемо....

Подумал -  сделал, пишу…

Как бы смешно это не звучало, но авиация и спирт неразделимы.  В фильме ( и в жизни) спиртосодержащая техническая  жидкость была спиртоглицериновой смесью, использовавшейся в гидросистеме самолета ПЕ-2, а на современных лайнерах все гораздо более солидно.

В современный летательный аппарат заливается и заправляется энное количество различных технических жидкостей. Присутствует там и авиационный спирт. Чистый или в растворе с водой, тут уж смотря что за система. Спирт ведь кроме того, что это просто чистый алкоголь, еще обладает рядом отличных технических качеств. У него хорошие характеристики теплосъема, низкая температура замерзания, он хорошо растворяет масляные окисные отложения. А кроме того он достаточно дешев и нетоксичен (вобщем-то :-) ). Можно только посетовать  на разработчиков авиационной техники, которые в этом списке не учли русский менталитет… Потому что спирт хоть и технический, но с высокой степенью очистки, так как любая авиационная аппаратура подразумевает точность и чистоту и, как следствие, теоретически может быть, так сказать, употреблен вовнутрь, что с успехом делалось и делается до сих пор практически. Ведь, если есть такое сырье, то тот или иной «ликер шасси» обязательно появится.

Цели применения спирта и его производных в авиации разнятся в соответствии с его полезными качествами. Это может быть противообледенительная система (например, истребитель МИГ-21 в различных модификациях, старые самолеты Ил-12,14, транспортник  АН-8), система кондиционирования, охлаждение электронных блоков авиационного оборудования, электрогенераторов и даже система охлаждения тормозов ( истребитель СУ-15 и СУ-7У) . Летательные аппараты тоже, конечно, разные. Есть совсем «сухие», а есть «летающие гастрономы».  Именно такое прозвище получил знаменитый самолет МИГ-25. Говорю это как очевидец, потому что имел честь проходить службу в единственном на всю Северную Группу войск (Польша) разведывательном полку, оснащенном этим типом самолета (у нас были две модификации: разведчик РБ и ударный самолет БМ).

ликер шасси

летающий гастроном

И полк имел прозвище «пьяный полк», хотя статистика по вооруженным силам говорит об обратном. Просто стереотип срабатывает. Тем не менее свой «ликер шасси» имелся дома у каждого технаря.

Вторая  эскадрилья нашего полка была укомплектована самолетами СУ-24МР. Так вот там для охлаждения электронных блоков контейнера разведывательного оборудования лазерной разведки использовалось 80 литров чистого спирта. Не на каждый полет, конечно, и не в полном обьеме, но все же… Четыре литра для охлаждения блоков радио на этом фоне уже не в счет :-) . Ну и конечно протереть оптику аэрофотоаппаратов – это святое дело. Помните старый анекдот: аккуратно и то-о-онким слоем

А наш самолет МИГ-25РБ (БМ)  имел на борту 150-180 л (в зависимости от полетного задания) спиртосодержащей жидкости. Была она крепче водки, потому что разводилась пополам с водой. И название носила (и носит) хоть и не ликер шасси, но не менее колоритное: массандра. Хотя, говорят, слово это не новое и существует еще с Великой Отечественной войны, когда подобного рода жидкость применялась первоначально на самолетах американского производства «Аэрокобра». А еще массандру у нас именовали «жидким долларом», потому что у местного польского населения она пользовалась повышенным спросом. Кроме того существовала даже градация типа: самолет «вкусный» и «невкусный». Спиртоводяная смесь циркулируя по системам самолета неизбежно приобретата привкус металлов и герметиков этих систем, которые совсем не предназанчены для пищевых целей. И уж насколько все это удобоваримо решает потребитель :-) .

Еще одна разновидность ликера шасси применялась на сверхзвуковом стратегическом ракетоносце ТУ-22. В этом случае она носила экзотическое название шпага.

Спирт в том или ином виде применяется на самых разных самолетах как военной, так и гражданской авиации. Не раз были попытки заменить его чем-нибудь другим, но все они успеха не имели. Так что ликер шасси ( в его ныннешнем виде)  вряд ли потеряет свою актуальность в обозримом будущем  :-)

Фотографии кликабельны.

{lang: 'ru'}
Вам было интересно? Расскажите об этом друзьям:
Приглашаю к общению:

No related posts.

This entry was posted in АВИАИНТЕРЕСНОСТИ, МИР АВИАЦИИ, САМОЛЕТ and tagged , . Bookmark the permalink.

31 Комментариев: Нынешний ликер шасси.

  1. milona66 говорит:

    Это уж точно, у меня знакомый, когда давно служил в армии техником в авиационном полку, то он очень полюбил авиационный спирт. И с нежностью вспоминает дни службы…)))

  2. Борис Кузьмин говорит:

    Миг-31 регулярно над г. Пермь

  3. Елена Орлова говорит:

    Ничего не понимаю в самолетах. Для меня вообще фантастика то, что железо летает! А вас поздравляю с интересной темой!

  4. Роман говорит:

    Хорошая статья и удачи в продвижении.

  5. Эдуард говорит:

    Спасибо за интересную информацию!

  6. Татьяна говорит:

    Мне очень нравятся такие сайты, как ваш, с интересной, познавательной информацией. Пишите больше, это интересно.

  7. NinaPontil говорит:

    Какое оригинальное оформление у вашего блога, люблю небо и все что с ним связано, спасибо за интересную информацию

  8. Лариса говорит:

    Оказалось интересно почитать о том, что тебя вроде бы и не интересовало никогда.

  9. Ярослав говорит:

    Интересная статья. Фильм я тоже смотрел и не один раз, но не думал что дедовские методы живы и сейчас.А вообще молодец. Интересная информация и сайт интересный. Могу только пожелать удачи и сайту, и его автору.

  10. Сергей говорит:

    Юрий!
    Был я в вашем полку на показе авиационной техники. Ну, а как будучи рядом с МИГ-25 не попросить спирта. Нашли мы бутылочку и подошли к технику самолёта. Он так по-отечески посмотрел на нас и говорит: “В бутылку я не налью. Нужно ведро”.
    По поводу анекдота: аккуратно и то-о-онким слоем…
    Есть ещё подобный: “Спирт выпить, а оптику протирать дыша на неё!”
    Рад встретить коллегу на просторах Интернета. Удачи, Юрий!

  11. Евгения говорит:

    Русский народ везде приноровится)

  12. Светлана говорит:

    Удивительно, но выражение “ликер шасси” я раньше не слышала. Это из фильма? Забавно читать про “вкусные” и “невкусные” самолеты, “массандру” и “жидкий доллар”!

  13. Сергей говорит:

    В наших краях ТУ-16 и ТУ-22 базировались.После полётов канистрами сливали эту жидкость, “шлёмкой” называлась. Много людей спивалось!
    Крым, Саки-4.
    А сайт очень интересный. Удачи Вам!

  14. kris1961 говорит:

    При таком соблазне ещё и летать!

  15. Людмила говорит:

    Да, как не напиться при таком соблазне!

    • admin говорит:

      К сожалению, не без этого… Не все выдерживали, хотя в целом картина не такая страшная, как иногда рассказывают. :-)

  16. Владимир говорит:

    Спасибо вам . Вообще ,что удивительно в спирте гвозди ржавеют. На современных пассажирских самолётах спирт сливали не всегда. Техники спрашивали у пилотов -Не включали ли они какую-то систему . Вроде антиоблединения. Потому ,что по передней кромке крыла спирт выдавливался на плоскость а сзади крыла он типа собирался обратно в систему .Из за этого был грязный , и вроде ещё облучён бортовыми системами или радарами и его не пили. На вертолёте Ми-24 спереди стоит четырёхствольный пулемёт и от него идут мягкие шланги явно охлаждение ствола.Миг-25- Высотность 38 км . Скорость -2500 вроде .Рекорд Книги-Гинеса Сам стальной а обшивка из нержавейки. При такой скорости передняя кромка крыла нагревалась под 400 градусов. Как там у него ничего не сгорало?

    • admin говорит:

      Не за что :-) … Насчет гвоздей интересно :-) , не слышал. Наверное потому что долго его обычно не хранили у нас. Спирт и спиртосодержащие смеси в авиации всегда были в почете, потому что удобны в эксплуатации, за исключением, конечно, вопроса внутреннего употребления :-) . Антиобледенение – одно из применений. Только жидкость спиртосодержащая после использования не собиралась. Использование ее – это, так сказать, “невосполнимая потеря” :-) . У нас на МИГ-25-х в полку этого добра хватало. Главное использование – система кондиционирования и охлаждение генераторов на сверхзвуке. Охлаждались, кстати и некоторые блоки электронного оборудования, они же наддувались специальной системой кондиционирования. Это к вопросу об аэродинамическом нагреве. А он был приличный, поэтому и конструкция была специальная: нержавейка, титан и вся конструкция сварная. Знатный аппарат был и лучше его пока и нет. Максимально возможная скорость, вобщем-то, так и не достигнута, потому как существуют эксплуатационные ограничения по прочности планера из-за аэродинамического нагрева. Происходит оплавление фонаря. В эксплуатации скорость ограничена 3000 км/ч, но при полетах над Израилем (1971-72 годы) разгонялись и более 3800 км/ч. А 38 км ( 37650 м) – это рекорд по динамическому потолку. Для строевого МИГ-25РБ практический потолок – 23000 м.

      • Олег говорит:

        Это точно!!! 10 лет отлетал на МиГ-25 ПДС. Васильков. Только у нас спирто-водянной смеси было 250 кг! И плюс 60 кг чистого спирта на прицел. А самолёт из Польши как то раз садился у нас в полку. Я был помошни ком руководителя полётов. А ваш РБ шёл за цель для проверки наземных войск ПВО. Его ни кто не успел захватить. Изображал полёт СР-71. Потом ракетчикам вставили по самые гланды! Пилот когда сел к нам, попросил купить ему ящик советской водки! На вопрос – а нахрена? Массандра же есть? Он ответил что наши по водке соскучились…. Мы ему привезли водки с магазина, и он улетел назад. Без проверки таможни!!!!

        • Юрий говорит:

          Да… Так было :-) .. И аппарат классный был РБ…. сейчас нет таких и МиГ-31, на мой взгляд, до него по некоторым параметрам не дотягивает…. А таможня боевые борта не проверяла тогда, только транспортные. Сам на перегоняемых Су-24МР разгружал в Польше из полостей для патронных ящиков (пушки на нем нет и полость под боезапас пустая) и в нишах шасси мешки со спиртным – летчики перевозили.. :-)

          • Олег говорит:

            Я как раз после МиГ-25П, летал на МиГ-31. Собственно по прочности МиГ-31 даже по лучше будет. Так же из стали и титана, сварной. Ограничения по Vпр=1600 км\ч, у земли. По сверхзвуку, такие же как и на 25м. Но вот спирто-водяной смеси, очень мало… всего 60 литров! Движок Д-30, двухконтурный, на малых высотах просто ураган! Приёмистость – практически за РУДами! Для такой массы более 45 тонн, самое то! Движки подхватывали эту массу мгновенно, и очень удобно было на глиссаде и на выравнивании. На св.звуке чуть медленнее разгонные характеристики. Но это незначительные отличия. Для двухконтурного двигателя это просто замечательно. Все аэродинамические ограничения и особенности практически идентичны. Но экономичность у МиГ-31 почти в два раза лучше, чем у 25 го. Без промежуточной посадки я перегонял МиГ-31 от р.Обь, до г.Ржев, на ремонтную базу. Без подвесных баков! С остатком на посадке около 2000 – 2500 кг топлива! Кстати тоже РТ. Но МиГ-25 для меня всё же более любим! Я на нём от лётчика БК, до лётчика 1го класса прошёл! Ценно!

          • Юрий говорит:

            Это все понятно :-) . Никто и не спорит, особенно о преимуществах ТРДД. Здесь смысл скорее символический в плане скорости. Ведь никакой ТРДД не сравнится с ТРД по характеристикам разгона на больших скоростях, это объективно. А Р15Б-300 был даже конструктивно задросселирован, хотя имел еще большие возможности разгона. Ведь и создавался он изначально не для самолета, а для ракеты. Конструктивные возможности планера МиГ-25-го, к сожалению, не позволяли использовать мощность на полную. Но по некоторым данным (полуофициальным) он так и остался самым скоростным самолетом в мире. В общем символ скорости и высоты. Для меня он тоже любим :-) .. И очень красив…

  17. Владимир говорит:

    Ваш сайт просто класс .Очень интересно .

  18. Дмитрий говорит:

    Слышал такую расшифровку “массандры” — Микоян Артём славный сан армянского народа дарит радость авиаторам.
    И была ещё байка такая — когда военные узнали, сколько в МиГ-25 спирта, то пришли в ужас и потребовали сократить, мотивируя тем, что л/с просто сопьётся. На что Артём Иванович им ответил — “Если мне для достижения нужных характеристик потребуется заправлять самолёт армянским коньяком то я это сделаю. А следить за моральным обликом личного состава это ваша обязанность”

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>