До недавнего времени эти два понятия совсем никак не были друг с другом связаны. Самолетов было мало, летали они сравнительно недалеко и невысоко. Да и про извержения вулканов мы слышали крайне мало. Но время идет, мир меняется, причем далеко не всегда в лучшую сторону, и теперь все чаще мы употребляем слова самолет, вулкан в близком соседстве.
Все хорошо помнят апрель прошлого года, когда большую часть Европы накрыло облако от извержения исландского вулкана с совершенно непроизносимым названием Эйяфьятлайокудль (надеюсь, в написании я не ошибся :-)) .
Так в чем же проблема? Как я уже писал ранее, основу двигательного парка авиации мира составляют турбореактивные двигатели и их разновидности, работающие по такому же принципу. Рабочим телом для этих двигателей является атмосферный воздух, который попадает (засасывается) внутрь движка в больших количествах (чем больше, тем выше тяга). Ну и конечно же вместе с этим воздухом в двигатель попадает все, что так или иначе в этом воздухе оказыватся. Главное, чтобы пролезло через воздухозаборник (шучу :-)).
А вулкан, в свою очередь, во время извержения поставляет в атмосферу тонны различной дряни, из которой самая неприятная для двигателя – это вулканический пепел. Конечно различные камешки-камни еще более опасны, но они в атмосфере долго не держатся, а частички пепла достаточно легки и могут там плавать неделями и даже месяцами. Вот все это счастье вместе с воздухом может попасть в двигатель самолета. А дальше…
Если все-таки попадает твердый камень (что маловероятно), то возможно повреждение лопаток компрессора и даже их обрыв. Последствия: нерасчетный режим работы двигателя, его остановка, разрушение, пожар… Но все же повторяю, это маловероятно. А вот пепел гораздо вреднее.
В турбореактивном двигателе самолета, в его горячей зоне, существет сложно организованная система воздушного охлаждения. Более холодный воздух проходит по тонким каналам, очень тонким отверстиям и создает предохранительную воздушную пленку, которая защищает элементы камеры сгорания и турбины от перегрева. А вулканический пепел имеет такой химический состав и структуру, что при попадании на горячую поверхность, превращается в некую стекловидную массу, которая может намертво закупорить каналы и отверстия системы охлаждения, и она просто перестанет в каком-то месте работать. Кроме того, топливные форсунки в камере сгорания – это тоже прецезионный агрегат с тонкими зазорами. И эти зазоры точно также могут быть закупорены стекловидной массой. Чем все это чревато? Самопроизвольная остановка двигателя без возможности его запустить в воздухе, разрушение, прогары корпуса двигателя, пожар…
Поршневая авиация в этой ситуации находится в несколько лучшем положении. Воздух там используется не совсем в таких целях, как в реактивной и не в таких объемах. К тому же проходит через фильтры перед попаданием в двигатель, но опасность конечно все равно остается…
Вот, что может дать нам словосочетание самолет вулкан. На самом же деле я для простоты объяснения несколько сгустил краски. Вышеописанные страсти могут произойти, если летательный аппарат пролетит прямо через тучу, образующуюся при извержении вулкана. В реальной жизни этого, конечно, никто делать не будет, если не возникнут какие-либо чрезвычайные обстоятельства. То есть все зависит откоцентрации в воздухе частиц пепла. Необходим строгий контроль и анализ. А окончательное решение лететь или нет принимает видимо руководство авиакомпании. В такой ситуации возможны элементы перестраховки (что вобщем-то на мой взгляд не так плохо), а возможна и нечестная конкурентная борьба. Ведь это очень заманчиво: заставить стоять на приколе самолеты авиакомпании-конкурента. Однако во всем этом деле самое главное, конечно, безопасность.
На данный момент проблему «самолет вулкан» кардинально решить не удастся. Тут уж либо земля наша успокоится, либо авиация качественно перепрыгнет на другой уровень. Ни то, ни другое сегодня невозможно. Поэтому, как говорится, «летайте самолетами Аэрофлота», но будьте готовы к возможным задержкам в аэропорту :-).
Фотографии кликабельны.
Юрий, а правила техники безопасности в любой отрасли, вообще, кровью писаны. Недавно показывали расследование аварии на одной из шахт Донбасса. Сделали раскопки, извлекли жертв и обнаружили, что у одного из погибших шахтеров в руке зажат окурок. Вот тебе и здрасте…
Кстати, вот Вы ещё тут как-то мне писали, что предпочитаете, чтобы летчик выглядел подтянуто и собрано. Ну, правильно, это свидетельствует прежде всего о внутренней дисциплине.
Поделюсь соображениями. Почему-то в основной массе летчики — красавцы с картинки. Стюардессы практически все — куколки. Зато почему-то на железной дороге все наоборот. Обслуживающий и сопровождающий персонал по внешнему виду сильно проигрывает работникам авиации. И если стюардессы обычно красотки-тростиночки, то проводницы, как правило, мощные тетки с четвертым-пятым (а то и более) размером бюста, широкой спиной и трубным голосом (под стать паровозному гудку). Наверное, все дело в том, что авиация — это понятие возвышенное, а железная дорога — более приземленное. Отсюда и все вытекающие последствия! (конечно, все мои наблюдения, скорее шуточные, но большая доля правды в них все же присутствует)
Юрий, так почему-то кажется и мне, что настоящий летчик так и должен выглядеть: стройным аккуратным и подтянутым. То есть производить впечатление человека, который находится в отличной физической форме.
Хотя , если близко знаешь человека именно как специалиста-профессионала, то что-то ему можешь и простить. Вы же сами упомянули о пилотах-«колобках» с высоким уровнем мастерства.
А мне вот опять пришел на ум роман АЭРОПОРТ. Помните техника Патрони, который постоянно курил, даже на взлетной полосе. Хотя там присутствовали пары бензина? Мне кажется, что начальство только потому закрывало на это безобразие глаза, что Патрони был хорошим специалистом в области разруливания аварийных ситуаций. А хорошего специалиста надо беречь и ублажать.
Хотя, если бы я был простым пассажиром, то вряд ли мне понравилось бытакое нарушение правил техники пожарной безопасности.
Мне тоже. В моем понятии фундаментальные правила не надо нарушать даже если ты очень заслуженный человек. Если ты их нарушаешь (систематически и без особой необходимости), значит ты все-таки не до конца мастер и в чем-то тебе еще надо совершенствоваться. Все эти правила, как у нас говорили, кровью писаны… Это мое твердое убеждение.