Здравствуйте!
Неоднократно в своих рассказах я упоминал авиадвигатели, но ведь при таком разнообразии летательных аппаратов неизбежно и разнообразие двигателей. Поэтому, я думаю, пришла пора этот вопрос рассмотреть поближе.
Типы авиационных двигателей. На самом деле их существует не так уж мало и всю информацию о них в одной статье уместить было бы неправильно. Получилось бы слишком длинно. Поэтому я подумал: пусть будет цикл статей о типах авиадвигателей. В нем каждому типу будет посвящена одна статья, со всеми необходимыми подробностями. А эта, первая, будет общая, так сказать ознакомительная :-)… Я тут попытался изобразить схемку, надеюсь она вам поможет :-). Итак, начнем…
Авиадвигатели можно подразделять по разному, но мне больше нравится их деление по отношению к атмосферному воздуху. То есть они делятся на такие, которым атмосфера для работы необходима и такие, которым она в принципе не нужна, более того даже снижает их эффективность.
Вторые – это ракетные двигатели, а первые назовем атмосферными (воздушными). Любой из авиадвигателей использует химическую реакцию окисления топлива или, говоря человеческим языком, горения. Для окисления (горения) в воздушных двигателях используется атмосферный окислитель – кислород, а в ракетных он не нужен, потому что запас окислителя (как и топлива) имеется на борту. Более того для создания самого процесса движения воздушный двигатель так или иначе взаимодействует с атмосферой, либо посредством винта, либо воздух становится рабочим телом двигателя. В ракетном двигателе рабочее тело – это газы, получившиеся при сгорании топлива.
Ракетные двигатели делятся на твердотопливные (РДТТ) и жидкостные (ЖРД). В первых и топливо, и окислитель в готовом виде спрессованы в корпусе в специальную шашку. А во втором они подаются определенным образом в жидком виде в камеру сгорания.
Воздушные двигатели делятся на реактивные (их еще называют в соответствии с темой воздушно-реактивными, ВРД) и винтовые. В первых тяга образуется за счет выхода из сопла реактивной струи, а во вторых за счет взаимодействия с воздушной средой вращающегося воздушного винта.
Винтовые, в свою очередь, могут быть винто-моторными, то есть, попросту говоря, поршневыми (о них мы уже не раз упоминали и еще не раз вспомним :-)) или турбовинтовыми (ТВД). ТВД – это по сути своей ТРД, у которого львиная доля мощности срабатывается на турбине для вращения воздушного винта, который укреплен на валу перед компрессором (через редуктор).
Реактивные двигатели – это, в первую очередь турбореактивные (ТРД). О них вы уже знаете из этой статьи. Далее, развитие ТРД – двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД или ТРДД). Это двигатель в котором помимо основного тракта (контура) добавлен еще один контур, в котором воздух прогоняется передними ступенями компрессора (их еще назвают вентилятором) поверх основного контура прямо в сопло. Эти двигатели славятся большой экономичностью.
Как простой ТРД, так и двухконтурный могут быть форсированными. Бывает, что необходимо дополнительное увеличение мощности (часто кратковременное). А так как в газах, прошедших турбину, обычно есть еще достаточное количество кислорода, то организуют дополнительный подвод топлива в затурбинное пространство, его поджог, и получается форсажная камера. С ее помощью мощность двигателя можно значительно увеличить (обычно более, чем на треть). Получаем ТРДФ или ТРДДФ. Такой прием чаще всего применяется на военных самолетах.
Еще два вида реактивных двигателей – это прямоточный и пульсирующий воздушно-реактивные двигатели (ПВРД и ПуВРД). Это те самые реактивные двигатели, у которых нет турбины, как, впрочем, и компрессора. То есть у них нет вращающегося вала. Это очень специфичные малоприменяемые, однако достаточно интересные двигатели. О них я расскажу в отдельных статьях.
Основные типы авиационных двигателей я перечислил. Однако обязательно надо сказать, что в науке о тепловых машинах существует понятие газотурбинного двигателя (ГТД). И вобщем-то, строго говоря, ТРД – это разновидность ГТД. И первоначально был разработан именно ГТД, как полезный механизм, но не для авиации. В ГТД практически нет выходящей реактивной струи. Вся его мощность превращается турбиной в мощность на валу двигателя, а этот вал вращает нужные человеку агрегаты. В нашем авиационном случае он вращает винт, и чаще всего это несущий винт вертолета. Такие двигатели так и называются: вертолетные ГТД. Или еще по-другому турбовальные двигатели (от слов турбина, вал). В этом же ключе к ГТД можно отнести и турбовинтовые двигатели(ТВД), так как реактивной тяги у них сохранилась только очень малая часть.
В заключение скажу, что есть еще, скажем так, экзотические виды двигателей. Это такие, как, например, ракетные двигатели на ядерном или электро-ядерном топливе, турборакетные или ракетно- прямоточные двигатели и т.д. Такие двигатели обычно либо в практической (или даже теоретической) разработке, либо в единичных опытных образцах, будущее которых туманно. Я даже не стал включать их в схему. В дальнейшем, если будет к ним интерес и достаточно информации, я о них напишу.
Вот, пожалуй, и все. С вводной темой «Типы авиационных двигателей» мы покончили. Теперь черед более детальных и обязательно более интересных статей 🙂 о каждом типе в отдельности.
Спасибо вам большое, мне было очень интересно хотя, я не летчик по профессии. Очень многое написана понятным языком, со ссылками.
Спасибо за статью!Очень понятно для новичков в этом деле и очень помогает мне для будущей работы! буду читать дальше) Спасибо!
Мне интересно я бывают гибридные типы привода на самолетах ?
Я имею ввиду тянущий двигатель электрический а питание его от генератора.
Я конечно понимаю что это лишний вес скорее всего но просто интересно пробовалалили както реализовать на практике ?
П.С.
Тут «аэроплан» что летал вокруг света на солнечных батареях не в счет, хотя как ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ плюс сами СБ конечно лишними не будут.
Гибридные — это обычно когда два разных типа двигателя работают вместе. Чисто электрических насколько я знаю нет (имеется в виду серьезное практическое применение), мощность маловата и от масса при этом несоразмерна. Насчет совмещения с ПД или ТРД не знаю даже. Но в общем этот вопрос мне надо проработать. Если будет интересное что-то — напишу статью. Кстати, на днях выйдет статья о гибридном двигателе (не электро), применявшемся на заре развития ТРД…
Вы можете привести примеры современных турбовинтовых двигателей? Я хочу сделать сравнительную характеристику их компрессоров, с двигателем аи-24. Ооооочень нужно,для дипломной работы
TP-400D6 — транспортный самолет А400М…. Д-27 — транспортник Ан-70….. Canada PW127F — стоит на пассажирском ATR-72…. AE 2100 — Rolls-Royce ТВД для пассажирских (типа SAAB 2000) а также транспортников типа C-130J «Hercules» и C-27J «Spartan»…… RR 500 тоже роллс-ройсовский, для легких самолетов…. вот сюда загляните, там семейство турбовинтовых… еще вот здесь есть материал от Canada PW….
Если пошарить, возможно еще можно найти кое-что…. Однако, конкретно по компрессорам материал конечно нужно более плотно искать… У меня его в сиюминутном распоряжении нет, к сожалению….
У Вас такое оформление статьи — фото деталей, прям как «Сделай сам: пассажирский самолёт в домашних условиях!» 😀
Как всегда много интересного у Вас. С наступающими Вас Юрий праздниками!
Для меня это темный лес,но спасибо за статью!С наступающими праздниками Вас!!! 🙂
Не за что, Алена! :-). А в лес можно и не углубляться :-). У меня тут и неба хватает… Вас также с наступающим!
Будто космические создания, восхищен!
Всегда у вас узнаю что-то новое!
Это слишком сложно, чтобы сказать, что понятно. Но написано интересно и фотографии отличные. Спасибо.
Отличная статья! Все «по — полочкам», все понятно, и схема порадовала. Спасибо за интересный рассказ о двигателях!
Не за что :-)… Заходите, будет еще много чего…
Очень интересная статья, спасибо
Еще раз вспоминается фраза, что пироги должен печь пирожник, а сапоги тачать — сапожник! Как сложно для далеких от техники!
К сожалению, без техники (это говорю даже я, ее приверженец :-)) наша жизнь сегодня невозможна… Я очень стараюсь не усложнять 🙂 и очень надеюсь, что хоть иногда это все же получается :-)…
Какой серьезный сайт! Очень интересно написано
Интересно увидеть внутренности самолета!
В авиационных двигателях ничего не понимаю, но вижу что у вас очень хороший и полезный сайт.
Жаль, что только иногда в воздухе бывает, что двигатели отказывают…
Очень интересно и доходчиво написано. Что не говори, авиация это серьезно.