Кто построил первый в мире самолет?

Здравствуйте, друзья!

Сегодня вспомнилась одна из тысячи присказок-прибауток моего первого армейского начальника, завзятого балагура. «Человек не птица, а летать стремится. И чего же он, дурак, уж совсем, прям, не боится?» :-) Смешно сказал… Но вобщем правильно.

первый в мире самолет

Самолет Можайского.

Тяга к небу, стремление к полету всегда было свойственно человеку. К сожалению, природа создала его совсем для других целей и для осуществления мечты пришлось строить аппарат, который смог поднять человека в воздух и которым можно было управлять. Аппарат этот называли аэроплан. Впрочем он и сейчас так называется. Airplane – это по-английски, а по-русски просто самолет. Так кто же построил первый в мире самолет и совершил на нем управляемый полет? Кто сделал этот столь важный для человечества шаг, ставший началом новой эры, эры авиации?

первый в мире самолет

Уилбур Райт.

первый в мире самолет

Орвилл Райт

На этот счет история сохранила три имени, а точнее три фамилии. А имен было четыре :-) . Назовем этих людей: американцы братья Райт, Уилбер и Орвилл; бразилец Альберто Сантос-Дюмонт; русский Александр Федорович Можайский. Все они были серьезными исследователями-практиками и о каждом из них и их аппаратах можно рассказать отдельную историю, что я обязательно сделаю в дальнейшем. А пока определимся, почему же они оказались в этом списке претендентов .
В большинстве стран мира приоритет в этом вопросе отдается американцам. 17 декабря 1903 года они осуществили первый полет на аэроплане собственной конструкции под названием «Флайер-1» (Flyer 1). Это был собственно не полет, а подлет. Аппарат тяжелее воздуха под управлением Орвилла Райта поднялся на высоту примерно 1.5 метра и пролетел 36,5 метра за 12 секунд.

первый в мире самолет

Первый полет Флайера-1. 17 декабря 1903 года. Пилот - Орвилл, Уилбур на земле.

Причем взлетал он при достаточно сильном встречном ветре, скользя по специальному направляющему рельсу и ускоряясь при этом примитивной катапультой. Двигатель у самолета был внутреннего сгорания собственной конструкции братьев Райт. В дальнейшем братья проводили серьезные доработки и исследования. Появились «Флайер-2» и «Флайер-3» и уже 5 октября 1905 года состоялся самый длинный полет на расстояние 39,4 км за время 38 минут и 3 секунды. Этот аэроплан, конечно, совсем не соответствовал нашим современным понятиям о самолете. На первом Флайере, например, пилот управлял полетом лежа на крыле (не могу себе представить, как это можно, ведь ужасно неудобно, по-моему :-) ). Аэроплан до конца своей истории так и не обзавелся шасси и взлетал при помощи катапульты. Но в целом это был хоть и примитивный, но настоящий самолет, оснащенный двигателем, летающий по законам аэродинамики, управляемый в полете. Этим братья Райт не много ни мало заложили основу развития современной авиации. Но! Несмотря на все эти заслуги все же не они построили первый в мире самолет…

первый в мире самолет

А.Ф. Можайский

А как вы думаете кто? Ну конечно русские :-) . Как-то так по жизни всегда получалось, особенно в дореволюционной России, что русские во многих случаях были первыми в области технических достижений. Но первенство это никогда не было явным. В деле постройки аэропланов то же самое… Первый в мире самолет был построен и поднялся в воздух аж на 20 лет раньше Флайера братьев Райт. Это был всем известный сейчас самолет Можайского. Александр Федорович Можайский, российский морской офицер, впоследствии контр-адмирал долгие годы занимался аэродинамическими исследованиями, результатом которых стал построенный в 1882 году «воздухоплавательный снаряд». Так было написано в патенте на него в 1881 году. Кстати, патент на самолет тоже был первым в мире! Братья Райт запатентовали свой аппарат только в 1905 году. Можайский создал настоящий самолет со всеми полагающимися ему частями: фюзеляжем, крылом, силовой установкой из двух паровых машин и трех воздушных винтов, шасси, хвостовым оперением. Он был гораздо более похож на современный самолет с классической компоновочной схемой, чем аэроплан братьев Райт.

первый в мире самолет

Взлет самолета Можайского (с рисунка известного летчика К. Арцеулова)

Более того самолеты фюзеляжного типа стали строиться аж через 30 с лишним лет после самолета Можайского. Но судьба этого аппарата была совсем не похожа на судьбу Флайера. Можайский столкнулся с откровенным безразличием, косностью и непониманием. Денег на постройку аппарата давали мало или не давали вообще, все действия были направлены на то, чтобы не допустить ни постройки аппарата, ни дальнейших исследований. То есть обычная российская история тех времен. И тем не менее полет состоялся. Это случилось 20 июля 1882 года в Красном Селе под Петербургом. Испытывал самолет помощник Можайского механик И.Н. Голубев. Аппарат разбежался по специально построенному наклонному деревянному настилу, взлетел, пролетел определенное расстояние и благополучно приземлился. Результат, конечно, скромный. Но возможность полетов на аппарате тяжелее воздуха была очевидно доказана. Дальнейшие расчеты показали, что для полноценного полета самолету Можайского просто не хватало мощности силовой установки . Это, кстати, было подтверждено современными изысканиями в институте ЦАГИ. Это же хорошо понимал и сам Можайский и повел работу в нужном направлении. Но судьба распорядилась по иному. Через три года он умер. Работу и борьбу с чиновниками продолжать стало некому. Все сведения по аппарату были засекречены и «положены под сукно», а сам первый в мире самолет долгие годы простоял в Красном селе под открытым небом. Потом его перевезли под Вологду в имение Можайских и уже там он сгорел в 1895 году. Ну, что тут скажешь :-( . Очень часто – это обычная судьба российских изобретений…

первый в мире самолет

Альберто Сантос-Дюмонт

Однако есть еще и третий претендент на изобретение первого в мире самолета. Это бразилец Альберто Сантос-Дюмонт. Это был воздухоплаватель с большим теоретическим и практическим опытом, много занимавшийся вопросом управления воздушными шарами и дирижаблями. Хорошо понимая будущность аппаратов тяжелее воздуха, он стал заниматься и ими тоже. Самым главным его достижением был полет на аппарате собственной конструкции под названием «14-bis» 23 октября 1906 года на летном поле Аэроклуба Франции в Багатель. Это был первый полет на аэроплане с двигателем в Европе, он выполнялся при большом количестве свидетелей (в том числе и официальных) и был хорошо задокументирован. Но самое главное то, что 14-bis летал уже как настоящий самолет, без каких-либо специальных внешних приспособлений. Этот странный на вид коробчатый аппарат с помощью только тяги собственного двигателя, в безветренную погоду, на собственном несъемном шасси самостоятельно взлетел и, пролетев на высоте 2-3 метра расстояние в 60 метров, благополучно приземлился. Между прочим теперь 23 октября в Бразилии – праздник основания бразильские ВВС :-) .

первый в мире самолет

Полет Альберто Сантос-Дюмона в Париже 12 ноября 1906 года.

Таковы вкратце три важных факта из богатой событиями истории авиации. Так кто же все-таки построил первый в мире самолет и совершил на нем настоящий управляемый полет? Делайте выводы сами, но я думаю, что однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Никому нельзя отдать окончательный приоритет. Да и надо ли это делать? Авиация – это интересная и сложная область жизни и деятельности человечества. И создавалась она трудом многих и многих теоретиков и практиков, мечтателей и энтузиастов, инженеров и рабочих. И все эти люди имеют безусловное и полное право на признание.

В заключение предлагаю вам посмотреть два любопытных ролика. Первый – это хроникальные кадры полета Флайера-3. Кинокадров самого первого полета Флайера-1, увы, не существует. Но и здесь хорошо видны взлетная рельса и катапульта. На втором ролике показан современный полет самолета-копии 14-бис. Хоть и копия, но впечатляет :-) .

Вот, пожалуй, и все, надеюсь Вам было интересно :-) . До встречи в этой рубрике и других рубриках сайта.

P.S. Вот не могу так просто закончить :-) . Все же хочу сказать, что лично мне, конечно, как русскому, больше импонирует А.Ф. Можайский (потому и поместил его самолет в заголовок). Ведь он на 20 с лишним лет ( а по фюзеляжу даже на 30) опередил других изобретателей и, если бы не препятствия объективного характера, кто знает, где бы был авиационный центр в те времена, да и в дальнейшем тоже. Но, как известно, время не терпит сослагательного наклонения, и мы имеем то, что имеем.

Картинки и фото кликабельны.

{lang: 'ru'}
Вам было интересно? Расскажите об этом друзьям:
Приглашаю к общению:

No related posts.

This entry was posted in ИСТОРИЯ АВИАЦИИ, МИР АВИАЦИИ and tagged , . Bookmark the permalink.

33 Комментариев: Кто построил первый в мире самолет?

  1. Леонид говорит:

    Интересная информация – кто построил первый в мире самолет. Интересно было прочитать. История – наука очень интересная.

  2. Айрат говорит:

    Спасибо! Было интересно и позновательно!

  3. Дмитрий говорит:

    А сколько раз до этого люди разбивались мечтая подняться в воздух.

  4. Артем говорит:

    Интересная статья, я много не знал. Но вопрос у меня такой. Почему в наши дни такое мощное государство как россия не может организовать нормальные самолеты для своих же граждан. Я сколько летал, никогда не видел более менее нормального самолета. Даже летал на боинге 747, на нем просто страшно было лететь

    • admin говорит:

      К сожалению, ломать – не строить. Разрушить весь огромный (иначе не скажешь) научный и технический потенциал за время перестройки, лихих 90-х и т.п. было легко. Но построить это все заново… Не знаю, что и сказать. Видимо у правителей надо спрашивать. Сейчас пока еще часто в России авиация (особенно гражданская) – это в первую очередь деньги, а уж потом люди. Как только эта ситуация переменится, будет все хорошо. И самолеты будут отличные. Уже появляются :-)

  5. Светлана говорит:

    Да, именно такие люди и двигают вперед науку и прогресс.

  6. Konstantin & Julia говорит:

    Будешь долго мучаться, что нибуть получаться! Это мы про людей, мучались, мучались и в итоге боинги летают!

  7. Елена говорит:

    Юрий, благодарю за статью! Очень познавательно, никогда об этом не читала. Провели ликбез по первому в мире самолёту.

  8. Сергей говорит:

    Приятно узнать, что русские первые не только в космосе, но и в самолетостроении.

  9. Евгения говорит:

    Как всегда много интересной информации. Спасибо

  10. Виктор говорит:

    Люди у нас талатливые, да не они стоят у власти и принимают решения.
    За статью и сам сайт спасибо. Выпускник МАИ

  11. Александр говорит:

    Хороший сайт, просто вернулся в детство, когда делал свои планеры….

  12. Анна говорит:

    Конечно интересно и познавательно.Большое спасибо

  13. Татьяна говорит:

    Сегодня бы наверное на такой штуковине никто не полетел, а так для интереса конечно можно попробовать.

    • admin говорит:

      Точно, Татьяна, именно ради интереса (как в ролике показано)… А ведь с интереса все и начиналось…

  14. Дмитрий говорит:

    Да у нас и сейчас изобретения долго “раскручиваются”. Я за российского изобретателя!

  15. Ирина говорит:

    Очень интересно. Я думаю не стоит решать, кто же все таки был первым. Каждый шел своим путем, каждый достоин признания и того чтобы люди помнили об их изобритениях. Ну, а меня, как русского человека, конечно охватывает гордость, за то, что мы в чем то были чуть впереди планеты всей. И конечно же хочется верить, что мы будем летать на надежных и комфортабельных самолетах нашего производства.

  16. Спасибо! Приятно ощутить гордость за нашу страну.

  17. Игорь говорит:

    Я согласен с автором – первый Можайский. И не потому, что патриотизм, факты – на 20 лет раньше был выдан патент и сам аппарат!

  18. Светлана говорит:

    Первые самолеты были весьма неказисты, зато летали! Ощутима гигантская разница между первыми летающими этажерками и современными самолетами! А ведь между ними всего-то около ста лет!

  19. Зоя говорит:

    Стремление изведать новое, неизвестное всегда было присуще человеку. А в России всегда было достаточно талантливых умельцев.

  20. kris1961 говорит:

    Каким же надо обладать талантом, чтобы проторить дорогу в небо.

  21. Людмила говорит:

    Спасибо за исторические подробности и факты.

  22. HZ66 говорит:

    Насколько я знаю, браться Райт единственные из этого ряда, которые строили не наобум, а на основе результатов продувок моделей в аэродинамической трубе с измерением подъемной силы.

    • Юрий говорит:

      Да, я тоже слышал об этом.

    • Филипп говорит:

      Присоединяюсь к этому мнению.
      Первые попытки построить самолёт предпринимались ещё в девятнадцатом веке, в частности, самолёт был построен русским инженером Можайским. Однако ни одна из этих конструкций не смогла подняться в воздух. Причинами этого служили: слишком высокая масса и неприспособленность тогдашних двигателей (паровых машин) к условиям авиации, отсутствие теории полета, в связи с чем самолеты строились «наобум» , отсутствие инженерного опыта у многих пионеров авиации

  23. Анна говорит:

    Не просто познавательно, а просто и со вкусом рассказаны важные факты из истории гражданской авиации. Причем не запомнить все вышесказанное при таком стиле изложения просто невозможно. Огромное спасибо!

  24. Константин говорит:

    Я вот всё- равно не могу понять- как такие сто тонные машины поднимаются в воздух.

  25. Филипп говорит:

    Первым самолетом, который смог самостоятельно оторваться от земли и совершить горизонтальный полет, стал «Флайер» , построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райт в США. Первый полет самолета в истории был осуществлен 17 декабря 1903-го года. «Флайер» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Детище Райтов было официально признано первым в мире аппаратом тяжелее воздуха, который совершил пилотируемый полет с использованием двигателя.

    Постройка первого русского самолёта
    Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А. Ф. Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.
    Согласно наиболее современным исследованиям, силовая установка самолета Можайского не могла развить тягу, достаточную для горизонтального полета.
    Несмотря на ряд конструктивных недостатков, обусловленных, главным образом, отсутствием на тот момент достаточной научно-технической базы для проектирования летательных аппаратов тяжелее воздуха, самолёт Можайского обладал, по оценке советских и российских специалистов, весьма высоким для своего времени техническим уровнем.

  26. Евгений говорит:

    Можно сколько угодно говорить о том, что “если бы да кабы”, но так уж вышло, что первыми летать стали американцы, у Можайского-то это был планер, умеющий не летать, а не слишком быстро падать. Так что “если бы не обстоятельства” – это удел фантастических романов об альтернативной реальности.

  27. Геннадий говорит:

    Есть чем гордится. Хотя мир не признает Можайского. Но разве он первый? И этим тоже стоит гордится, если мир не замечает наших успехов, значит он хочет умалить наши заслуги, значит он с нами считается.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>