Привет!
Вчера повозился с сайтом, как всегда допоздна. Не спать до двух или до трех уже стало доброй традицией :-). А когда улегся окончательно, включил телевизор, чтобы отвлечься. За весь день-то времени на него нет. И вот на канале «Наше любимое кино» начинается фильм. Я понял что со сном опять будет напряг. Фильм мой любимый, «Хроника пикирующего бомбардировщика». И смотрел-то я этот фильм всего месяц назад, даже в статье об этом написал. Но уж больно я уважаю фильмы о войне, а в особенности, сами понимаете, если в них главные действующие лица авиаторы и, конечно же, самолеты… То есть, как известно, первым делом самолеты :-)… Вот тут и возникла новая тема: самолет и кино.
Любой фильм, чье действие связано с техникой какого-то прошедшего исторического периода, всегда выигрывает, если эта техника показана достоверно. Секрет достоверности прост: сниматься должны оригиналы.
Ну, а если этих оригиналов уже нет? Ведь время (да и сам человек) очень беспощадно. Кроме того мы с вами говорим конкретно об авиации, и это накладывает свои сложности. Ведь одно дело заставить ездить старую машину или танк и совсем другое летать самолет. Разницу чувствуете? Вот тут кинематографисты идут на всевозможные ухищрения. Если режиссер хороший и бюджет позволяет, то используются сохранившиеся или восстановленные оригиналы. Если их нет, то используются имеющиеся самолеты других типов, но похожие по очертаниям. Их, так сказать, гримируют при помощи подручных материалов, доводя сходство до максимума. После этого, правда, таким образом перестроенный самолет в воздух не поднимается :-). Часто используются хроникальные кадры. Иной раз их довольно искусно вплетают в общее повествование, иной раз это не очень-то получается. Бывает, что используют уменьшенные модели-копии, но меня это, мягко говоря, не вдохновляет. Однако совсем уж нехорошо, когда, вобщем-то, современный самолет, которого в те времена и в проекте не было, показывают в кадре, выдавая его за нечто исторически достоверное. В этом случае органично связать самолет и кино, по-моему, не получается. Конечно, для людей несведущих все это особого значения, видимо, не имеет. Но на месте кинематографистов я бы не стал полагаться на что-то типа «а, ладно, и так прокатит».
В этом плане фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» производит хорошее впечатление. Фильм снят в 1967 году и там показаны настоящие фронтовые бомбардировщики времен войны ПЕ-2, как снаружи, так и внутри. Видимо к тому времени еще сохранились. Правда все их полеты, снятые со стороны – хроника. А вот почтовиком, пролетавшем в небе выступил и сейчас исправно летающий АН-2, который серийно начал выпускаться в СССР только с 1949 года. В качестве немецких истребителей Фокке-Вульф-190 (Фоккеры) за исключением редких хроникальных (но удачно вставленных) кадров, показаны наши послевоенные учебно-тренировочные самолеты ЯК-18 (начало выпуска 1946 год) с их характерными выступами на капоте двигателя. Их только слегка подкрасили. Хорошо это видно в том моменте, когда немецкий пилот и ст. лейтенат Архипцев изъясняются на пальцах :-).
ЯК-18 вообще частенько выдавали за истребитель времен войны. Характерный пример – это фильм «В бой идут одни старики». По фильму должны быть вроде как ЛА-5 (отличная машина была, кстати), а на самом деле ЯК-18 более поздней модификации, спортивный, аэроклубовский. Это, в принципе, общего впечатления не портит, но вот мессер (известный и хороший немецкий истребитель МЕ-109), тот самый, которого Маэстро «махнул не глядя», на мой взгляд там никакой. Вместо него показан послевоенный чехословацкий учебно-тренировочный самолет Zlin Z-126 Trener. Этот самолет тоже почему-то киношники полюбили и его частенько выдавали именно за мессера, хотя на мой взгляд ничего общего. А вот ночной легкий бомбардировщик У-2 там настоящий. Правда гражданский вариант, но аппарат настоящий. А на сегодняшний день этот самолет (летающий, принимал участие в воздушном параде 7-го ноября этого года в Самаре)) воостановлен только в одном экземпляре. Увы! Ведь такая заслуженная машина. Впрочем это тема для отдельного разговора….
ЯК-11 – тоже учебно-тренировочный самолет послевоенной поры (1946 год – начало эксплуатации). Он на съемках успешно заменял собой таких тружеников войны, как ЯК-3 и ЯК-9. Хорошо это видно в фильме «Нормандия-Неман» 1960-го года. И, вобщем-то, очень неплохо получилось.
Еще один известный в этом плане самолет — ЛИ-2. Этот заслуженный аппарат начал производиться в СССР еще с 1939 года по американской лицензии. Активно летал в войну и отдельные его экземпляры есть и сейчас. Не знаю, правда, летающие ли. Я сам видел его в полете уже давно, году где-то в 1973. Этот самолет, как говорится, сам бог велел снимать в военно-исторических фильмах, что и делалось довольно активно :-). Снимался он, как в качестве самого себя 🙂 (хорошо показан в фильме «Офицеры»), так и «за других». Например в фильме «Торпедоносцы» (1983 год) его успешно загримировали под ИЛ-4Т. Приделали ему вполне правдоподобный застекленный нос, соединили действие с хроникальными кадрами и фильм, на мой взгляд, получился очень удачный.
Достаточно часто в военных фильмах до сих пор снимается уже упомянутый АН-2. Это видимо из-за его характерной внешности «кукурузника». Очень приличный самолет и летает до сих пор, хотя несколько устарел по современным требованиям.
Ничто не вечно, к сожалению, и с течением лет задачи кинематографистов по соблюдению, так сказать, историческо-технической 🙂 правды усложнялись. Однако в наше время, когда бешеными темпами развиваются компьютерные технологии, совместить самолет и кино стало гораздо проще. Компьютерная графика иной раз бывает настолько точна, что и меня с моей привередливостью все устраивает и даже очень нравится :-). Всех фильмов, где летают «нарисованные» самолеты не перечислю, конечно, но запомнился мне сериал 2009 года «Баллада о бомбере». А запомнился потому, что там снялся настоящий бомбардировщик времен войны ТУ-2. Не летал, естественно, летали «компьютерные» (очень, кстати, неплохо летали :-)), но настоящий был! Где уж киношники его взяли не знаю, может из музея какого, но тем не менее… Молодцы!
Самолет и кино. Во что интересно выльется это сочетание с течением времени? И то и другое красиво, интересно и даже грандиозно. Какое будет соединение? Еще более красивое и грандиозное? Будем надеяться…
P.S. В качестве «лирического» завершения… Помните в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» была маленькая собачка по кличке Дутик? Знаете, что такое дутик? Это маленькое колесо, на которое опирался хвост самолета на стоянке (когда нос поднят). Забавно. Настоящая авиационно-техническая кличка :-)…
Фотографии кликабельны.
Большое спасибо! Интересно и познавательно, особенно для полного профана! И очень жалко, что мало живых машин осталось.
Спасибо. Но меня всегда коробило, когда в фильмах о войне , снимали АН2. Неужели режиссёры думают, что народ тупой?! Ну снимите вы По2!!! Это ведь совсем разные самолёты!!!
Огромное спасибо, Юрий, за ваш сайт.
Ещё с авиамодельного детства увлечён авиацией. Профессия, правда, другая.
В свете сегодняшних сирийских событий проявился интерес к летающей легенде — ТУ-95. Очень хотелось бы посмотреть художественный фильм, в котором принимал участие вышеозначенный именинник. Да,да. 12 ноября ему исполнилось 63 года, с момента первого испытательного полёта.
Вот только название фильма не припомню. Интернет поиск ничего не дал. Сюжет фильма — длительный испытательный полёт ТУ-95. Какие-то технические проблемы и нехватка топлива. Фильм транслировался по телевидению примерно в конце 90-х годов. Если поможете с перечислением названий худ. фильмов с его участием, то буду очень вам благодарен. Спасибо.
Спасибо! Интересно! Но вот насколько достоверно? Особенно про «Хронику пикирующего бомбардировщика»… Никто о нем почти не пишет нигде таких подробностей
Спасибо большое за интересный пост! Тоже очень люблю фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». Снят замечательно ( ведь тогда не было «мультяшек»)!
http://nordsky.blogspot.ru/2012/06/9.html — ссылка, где рассказывается об ИЛ-4 в Торпедоносцах. С уважением.
Спасибо большое :-). Очень интересные кадры и видео. Обязательно сделаю дополнение в статью….
Вполне возможно, что для изготовления «съёмочного» Ил-4 использовались детали и агрегаты от настоящих торпедоносцев или бомбардировщиков, в том числе кабина штурмана, но вот утверждение про АШ-82 от Ли-2 резко снижает доверие к достоверности утверждения о сборке только из частей разбитых Ил-4. На Ли-2 ставились АШ-62ИР, длина и диаметр моторных капотов на доступных фото весьма похожи именно на такие. Про создание Ил-4 на базе Ли-2 писали в статье о старой технике для съёмок в журнале «Техника-молодёжи» ещё в 1970-х, хотя могли быть и несколько бортов: лётный на базе Ли-2 с минимальным использованием деталей от Ил-4 и «наземно-рулёжный», собранный из частей разбитых Ил-4, с использованием моторов от Ли-2 и, возможно, колёс шасси, они выглядят маловатыми для метровых колёс Ил-4.
Читал где-то, что для «Торпедоносцев» восстановили нашедшийся на Кольском полуострове настоящий ИЛ-4, довели один двигатель до рабочего состояния. и он даже рулил по земле.
Случайно нашёл Ваш сайт, очень понравился.
Интересная информация, спасибо. Надо будет поплотнее поискать на этот счет сведений. Рад, что Вам понравилось. Заходите :-), подписывайтесь на обновления — будете в курсе нового. Постараюсь писать почаще, насколько вечный дефицит времени позволит :-)…
Насколько мне известно, в «Торпедоносцах» выступали именно закамуфлированные Ли-2, а настоящий самолёт с «родным» мотором рулил в «Особо важном задании», только это был Ил-2.