Самолет и кино.

Привет!

самолет и кино

Кадр из любимого фильма.

Вчера повозился с сайтом, как всегда допоздна. Не спать до двух или до трех уже стало доброй традицией :-) . А  когда улегся окончательно, включил телевизор, чтобы отвлечься. За весь день-то времени на него нет. И вот на канале «Наше любимое кино» начинается фильм. Я понял что со сном опять будет напряг. Фильм  мой любимый, «Хроника пикирующего бомбардировщика». И смотрел-то я этот фильм всего месяц назад, даже в статье об этом написал. Но уж больно я уважаю фильмы о войне, а в особенности, сами понимаете, если в них главные действующие лица  авиаторы и, конечно же, самолеты… То есть, как известно, первым делом самолеты :-) … Вот тут и возникла новая тема: самолет и кино.

Любой фильм, чье действие связано с техникой какого-то прошедшего исторического периода, всегда выигрывает, если эта техника показана достоверно.  Секрет достоверности прост: сниматься должны оригиналы.

самолет и кино

ПЕ-2 на стоянке в музее Монино. На таком летал экипаж Архипцева.

Ну, а если этих оригиналов уже нет? Ведь время (да и сам человек) очень беспощадно. Кроме того мы с вами говорим конкретно об авиации, и это накладывает свои сложности. Ведь одно дело заставить ездить старую машину или танк и совсем другое летать  самолет. Разницу чувствуете? Вот тут кинематографисты идут на всевозможные ухищрения. Если режиссер хороший и бюджет позволяет, то используются сохранившиеся или восстановленные оригиналы. Если их нет, то используются  имеющиеся самолеты других типов, но похожие по очертаниям. Их, так сказать, гримируют при помощи подручных материалов, доводя сходство до максимума. После этого, правда, таким образом перестроенный самолет в воздух не поднимается :-) . Часто используются хроникальные кадры. Иной раз их довольно искусно вплетают в общее повествование, иной раз это не очень-то  получается. Бывает, что используют уменьшенные модели-копии, но меня это, мягко говоря, не вдохновляет. Однако  совсем уж нехорошо, когда, вобщем-то, современный самолет, которого в те  времена и в проекте не было, показывают в кадре, выдавая его за нечто исторически достоверное. В этом случае органично связать самолет и кино, по-моему, не получается. Конечно, для людей несведущих все это особого значения, видимо, не имеет. Но на месте кинематографистов я бы не стал полагаться на что-то типа «а, ладно, и так прокатит».

самолет и кино

Як-18

самолет и кино

А это кадр из фильма. Похоже?

В этом плане фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» производит  хорошее впечатление. Фильм снят в 1967 году и там показаны настоящие фронтовые бомбардировщики времен войны ПЕ-2, как снаружи, так и внутри. Видимо к тому времени еще сохранились. Правда все их полеты, снятые со стороны – хроника. А вот почтовиком, пролетавшем в небе выступил и сейчас исправно летающий  АН-2, который серийно начал выпускаться  в СССР только с 1949 года. В качестве немецких истребителей Фокке-Вульф-190 (Фоккеры) за исключением редких хроникальных (но удачно вставленных) кадров, показаны наши послевоенные учебно-тренировочные самолеты ЯК-18 (начало выпуска 1946 год) с их характерными выступами на капоте двигателя. Их только слегка подкрасили. Хорошо это видно в том моменте, когда немецкий пилот и ст. лейтенат Архипцев изъясняются на пальцах :-) .

самолет и кино

Настоящий Фокке-Вульф-190.

самолет и кино

Настоящий Мессершмитт-109

ЯК-18 вообще частенько выдавали за истребитель времен войны.  Характерный пример – это фильм «В бой идут одни старики». По фильму должны быть вроде как ЛА-5 (отличная машина была, кстати), а на самом деле ЯК-18 более поздней модификации, спортивный, аэроклубовский. Это, в принципе, общего впечатления не портит, но вот мессер (известный и хороший немецкий истребитель МЕ-109), тот самый, которого Маэстро «махнул не глядя»,  на мой взгляд там никакой. Вместо него показан послевоенный чехословацкий учебно-тренировочный самолет Zlin Z-126 Trener. Этот самолет тоже почему-то киношники полюбили и его частенько выдавали именно за мессера, хотя на мой взгляд ничего общего. А вот ночной легкий бомбардировщик У-2 там настоящий. Правда гражданский вариант, но аппарат настоящий. А на сегодняшний день этот самолет (летающий, принимал участие в воздушном  параде 7-го ноября этого года в Самаре)) воостановлен только в одном экземпляре. Увы! Ведь такая заслуженная машина. Впрочем это тема для отдельного разговора….

самолет и кино

Легендарный У-2.

самолет и кино

А это чешский Zlin Z-126 Тrener. Его часто выдают за Ме-109.

ЯК-11 – тоже учебно-тренировочный самолет послевоенной поры (1946 год – начало эксплуатации). Он на съемках успешно заменял собой таких тружеников войны, как ЯК-3 и ЯК-9. Хорошо это видно в фильме «Нормандия-Неман» 1960-го года. И, вобщем-то, очень  неплохо получилось.

самолет икино

ЯК-11

самолет и кино

А это ЯК-9.

самолет и кино

А это кадр из фильма "Нормандия-Неман". Сравнивайте...

Еще один известный в этом плане самолет –  ЛИ-2. Этот заслуженный аппарат начал производиться в СССР  еще с 1939 года по американской лицензии. Активно летал в войну и отдельные его экземпляры есть и сейчас. Не знаю, правда, летающие ли. Я сам видел его в полете уже давно, году где-то в 1973. Этот самолет, как говорится, сам бог велел снимать в военно-исторических фильмах, что и делалось довольно активно :-) . Снимался он,  как в качестве самого себя :-) (хорошо показан в фильме  «Офицеры»), так и «за других». Например в фильме «Торпедоносцы» (1983 год) его успешно загримировали под ИЛ-4Т. Приделали ему вполне правдоподобный застекленный нос, соединили действие с хроникальными кадрами  и фильм, на мой взгляд, получился очень удачный.

самолет и кино

Трудяга ЛИ-2.

самолет и кино

ИЛ-4Т. Похож на Ли-2?

Достаточно часто в военных фильмах до сих пор снимается уже упомянутый АН-2. Это видимо из-за его характерной внешности «кукурузника». Очень приличный самолет и летает до сих пор, хотя несколько устарел по современным требованиям.

самолет и кино

Ан-2. Очень хороший самолет.

Ничто не вечно, к сожалению, и с течением лет задачи кинематографистов по соблюдению, так сказать, историческо-технической :-)   правды усложнялись. Однако в  наше время, когда бешеными темпами развиваются компьютерные технологии, совместить самолет и кино стало гораздо проще. Компьютерная графика иной раз бывает настолько точна, что и меня  с моей привередливостью все устраивает и даже очень нравится :-) . Всех фильмов, где летают «нарисованные»  самолеты не перечислю, конечно, но запомнился мне сериал 2009 года «Баллада о бомбере». А запомнился потому, что там снялся настоящий бомбардировщик времен войны ТУ-2. Не летал, естественно, летали «компьютерные» (очень, кстати, неплохо летали :-) ), но настоящий был! Где уж киношники  его взяли не знаю, может из музея какого, но тем не менее… Молодцы!

самолет икино

Бомбардировщик ТУ-2 в музее Монино.

Самолет и кино. Во что интересно выльется это сочетание с течением времени? И то и другое красиво, интересно и даже грандиозно. Какое будет соединение? Еще более красивое и грандиозное? Будем надеяться…

P.S. В качестве «лирического» завершения… Помните в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» была маленькая собачка по кличке Дутик? Знаете, что такое дутик? Это маленькое колесо, на которое опирался хвост самолета на стоянке (когда нос поднят). Забавно. Настоящая авиационно-техническая кличка :-)

Фотографии кликабельны.

{lang: 'ru'}
Вам было интересно? Расскажите об этом друзьям:
Приглашаю к общению:

No related posts.

This entry was posted in АВИАИНТЕРЕСНОСТИ, ИСТОРИЯ АВИАЦИИ and tagged . Bookmark the permalink.

42 Комментариев: Самолет и кино.

  1. Vitalik говорит:

    Cамолеты просто супер

  2. Анатолий говорит:

    Порой даже и не верится, что кукурузники в годы войны, были грозным оружием для немцев.

  3. александр говорит:

    История авиации прекрасная тема .А кино и авиация просто супер.!!!

  4. Алексей говорит:

    Статья получилась очень подробная и развернутая, а фотографии — так вообще классные. Очень интересная тема про самолеты, которые снимают в кино. А мне нравится фильм “В бой идут одни старики”. Смотрел его много раз. Спасибо за информацию.

  5. Евгения говорит:

    Красавцы. Автору респект, статья удалась)

  6. Ольга говорит:

    вот что значит – профессионал в данной области.! я как дилетант даже не подозревала, что такие подмены есть. смотришь фильм и принимаешь все за чистую монету :) )

  7. Алла говорит:

    Да, вы меня удивили. Но это просто вы очень хорошо разбираетесь в этом деле. А я смотрю и нормально воспринимаю. Если, конечно, уж не совсем подделку видно.

    • admin говорит:

      :-) Я тоже нормально воспринимаю, просто знаю что к чему :-) . Главное, чтобы фильм был хороший, тогда про огрехи забываешь.

  8. Любовь говорит:

    Потрясающая информация. Вы настолько влюблены в то, о чем пишите, что это даже удивительно. Замечательный сайт, интересная статья.

  9. Виталя говорит:

    Интересная статья,у меня как только глаза видят 2-слова самолет и кино сразу вспоминается фильм Перл Харбор. Все советую спс автору за статью!

    • admin говорит:

      Не за что! :-) . А насчет Перл-Харбора абсолютно согласен. Нравится мне этот фильм и снят очень правдоподобно.

    • александр говорит:

      Александр.советую посмотреть ранний фильм про перл харбор тора,тора,тора.масса самолетов как в грима так и настоящих.ну и битва за британию не-111 и мессеры настоящие

  10. Кирилл говорит:

    Здравствуйте! Мне очень понравился Ваш сайт. Все очень интересно и оригинально. Много нужного материала. Буду заходить к Вам в гости. Я тоже как и вы занялся сайтостроением. Прошу тоже комментировать мои статьи и ретвитеть . Буду очень вам благодарен!

  11. Михаил говорит:

    С удовольствием все фото просмотрел!

  12. светлана говорит:

    интересное у вас увлечение, для меня это просто самолеты а вы я смотрю видите в них всю историю, очень приятно знакомится с такими увлеченными людьми, спасибо вам за подробнейшее описание смотрела вместе с внуком он мне даже еще и рассказывает что то про них

  13. Анна говорит:

    Прикольно!

  14. Ирина говорит:

    К сожалению, не смотрела фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», но зато смотрела фильм “Авиатор”. Этот фильм настоящий шедевр.

  15. Светлана говорит:

    Интересно читать отзывы об использованных в фильмах самолетах с точки зрения профессионала. К сожалению, во многих вопросах в производстве фильмов используется принцип «а, ладно, и так прокатит».

  16. Николай говорит:

    Отличнейшая статья! Фотки просто супер! :)

  17. Александр говорит:

    И статья и фото классно.

  18. Игорь говорит:

    Вам, как специалисту, заметны в кино подмены самолетов, а простой зритель их не замечает, и это совершенно не портит впечатление о фильмах. Я, честно сказать, никогда не задумывался над тем, настоящие в фильмах Ла, Пе и т.д., или нет:) Это, если сравнивать с моей тематикой, я всегда вижу умеет актер играть на муз. инструменте или нет:). Так и люди других профессий – они замечают несоответствия, но на художественных достоинствах фильма это не отражается. Жаль конечно, что не сохраняется действующие оригиналы легендарных самолетов, неужели нет меценатов, “собирающих” самолеты?

    • admin говорит:

      Есть и меценаты, но к сожалению не у нас, не в России. Есть целые клубы, занимающиеся восстановлением старой авиационной техники до летного состояния ( в этой статье фото “Мессер” и ЯК-9 из этих клубов), но все они в Америке и в Западной Европе…

  19. Кира говорит:

    А я “Хроники” не помню, но почему-то вспомнила “В бой идут одни старики”. Может быть, эти несоответствия и есть, но достоинства самого фильма гораздо важнее, как мне кажется… Спасибо, столько информации новой узнала, а фотографии сопровождения – просто отличные!

    • admin говорит:

      Совершенно с Вами согласен. Конечно несоответствия не столь важны, если фильм сделан хорошо. К сожалению, у создателей фильма не всегда есть возможности воспроизвести все в полном соответствии с историей, но если режиссер мастер своего дела, то ему это не мешает. “В бой идут одни старики” – один из моих любимых фильмов и я смотрю его всегда с удовольствием, несмотря на то, что знаю о подменах… :-)

  20. kris1961 говорит:

    Пожалуйста, больше статей по истории авиации, это очень интересно.

  21. Людмила говорит:

    Не всегда киношники могут соответствующий реквизит найти, главное для них, чтобы мы следили за сюжетом.

    • admin говорит:

      Если фильм сделан хорошо (как я говорю “правильно” :-) ), то, конечно, недостатки с реквизитом, даже если кому-то заметны, этот фильм не портят. Но сама по себе тема интересная, согласитесь7 :-)

  22. Денис говорит:

    Спасибо за Ваш отличный сайт! Сам фанат авиации, с детства мечтал быть пилотом, готовился, но судьба сложилась по-другому. Однако, интереса к авиации во всех проявлениях не утратил.
    Что касается “В бой идут одни старики” – меня тоже всегда очень напрягало это видимое несоответствие техники в кадре. Но в том фильме вообще много несоответствий – хоть сам фильм считается хорошим.
    Если обратить внимание даже на прически летчиков – это чистые 70-е годы – у всех баки и длинные патлы сзади. Все эти неточности смазывают впечатления. У меня всегда при просмотре было ощущение какой-то “клюквы”.

    • admin говорит:

      Не за что :-) … Заходите, буду рад.
      А фильм сам по себе, конечно, хороший. Возможностей вот только у авторов маловато было. Конечно, у такого рода фильмов должен быть немалый бюджет, я думаю. В наше время быть может получилось бы что-нибудь получше.

  23. юдин говорит:

    а почему нашим ОКБ Яковлева и Туполева нельзя было построить по старым чертежам-реплику? не думаю,шо это дорого. зато фильмы бы выиграли,хотя они и так за душу берут

    • admin говорит:

      Ваши бы слова да, как говорится, богу в уши. Сейчас вроде бы делается кое-что, но похоже без участия КБ… к сожалению…

  24. Алексей говорит:

    Здравствуйте Юрий! Не могу не оставить комментарий.:-) Когда-то и я к киноляпам относился довольно критично. Более того, дополняя Вас замечу, что в начале фильма “В бой идут одни старики”, на посадку заходит ЛА-7 (нет характерной ЛА-5 “бородки” маслорадиатора). А Виталий Попков, прототип героя Леонида Быкова , летал действительно на ЛА-5ФН.( белый 01, 5 гиап). Но, ценность фильмов, конечо не в этом. Авторы пытаются донести до нас характеры, взаимоотношения и переживания героев, их поступки, в первую очередь… Откровенное вранье, конечно, смазывает впечатление, но те годы всё дальше, а время безжалостно. Увы! :-)

  25. Павел говорит:

    Читал где-то, что для “Торпедоносцев” восстановили нашедшийся на Кольском полуострове настоящий ИЛ-4, довели один двигатель до рабочего состояния. и он даже рулил по земле.
    Случайно нашёл Ваш сайт, очень понравился.

    • admin говорит:

      Интересная информация, спасибо. Надо будет поплотнее поискать на этот счет сведений. Рад, что Вам понравилось. Заходите :-) , подписывайтесь на обновления – будете в курсе нового. Постараюсь писать почаще, насколько вечный дефицит времени позволит :-)

    • Павел говорит:

      Насколько мне известно, в “Торпедоносцах” выступали именно закамуфлированные Ли-2, а настоящий самолёт с “родным” мотором рулил в “Особо важном задании”, только это был Ил-2.

  26. Павел говорит:

    http://nordsky.blogspot.ru/2012/06/9.html – ссылка, где рассказывается об ИЛ-4 в Торпедоносцах. С уважением.

    • admin говорит:

      Спасибо большое :-) . Очень интересные кадры и видео. Обязательно сделаю дополнение в статью….

    • Павел говорит:

      Вполне возможно, что для изготовления “съёмочного” Ил-4 использовались детали и агрегаты от настоящих торпедоносцев или бомбардировщиков, в том числе кабина штурмана, но вот утверждение про АШ-82 от Ли-2 резко снижает доверие к достоверности утверждения о сборке только из частей разбитых Ил-4. На Ли-2 ставились АШ-62ИР, длина и диаметр моторных капотов на доступных фото весьма похожи именно на такие. Про создание Ил-4 на базе Ли-2 писали в статье о старой технике для съёмок в журнале “Техника-молодёжи” ещё в 1970-х, хотя могли быть и несколько бортов: лётный на базе Ли-2 с минимальным использованием деталей от Ил-4 и “наземно-рулёжный”, собранный из частей разбитых Ил-4, с использованием моторов от Ли-2 и, возможно, колёс шасси, они выглядят маловатыми для метровых колёс Ил-4.

  27. Людмила говорит:

    Спасибо большое за интересный пост! Тоже очень люблю фильм “Хроника пикирующего бомбардировщика”. Снят замечательно ( ведь тогда не было “мультяшек”)!

  28. Альбина говорит:

    Спасибо! Интересно! Но вот насколько достоверно? Особенно про “Хронику пикирующего бомбардировщика”… Никто о нем почти не пишет нигде таких подробностей

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>