Здравствуйте, уважаемые читатели!
Вторник, 3-го сентября, на прошлой неделе, стал для меня, можно сказать, знаковым днем. Наконец-то я от теории перешел к практике. Причем переход этот сопровождался весьма приятными впечатлениями :-).
Мое детство и ранняя молодость прошли в то интересное время, когда практически каждый мальчишка (да и некоторые девчонки тоже) за время роста и взросления проходили одинаковый период своей жизни, когда практически все хотели стать летчиками. Было такое хорошее время, когда во главу угла ставилось не зарабатывание денег, а романтика принадлежности к настоящей мужской профессии, возможности считать себя одним из членов настоящего крылатого племени.
Конечно, я тоже не избежал этого всеобщего увлечения, тем более, что родился и рос в военном авиационном гарнизоне. Трудно было не подхватить «небесную болезнь» в обстановке, когда звук работающего на взлетном режиме двигателя самолета сопровождал нас с первых дней жизни, и каждый мальчишка понимал, что за аппарат в воздухе, и какую фигуру он сейчас выполняет.
Таких, как мы, было много. Но, как известно, сколько людей, столько и судеб. Не всем мечтам суждено осуществиться, и жизнь складывается у всех по-разному. Существует немало объективных обстоятельств, этому способствующих.
Я не стал летчиком. Здоровье не позволило. Однако, авиация меня от себя не отпустила, я стал специалистом ИАС. Работа интересная, «живая» и очень нужная. Но за РУС или за штурвал я мог подержаться разве что при буксировке самолета или при опробовании двигателей во время проведения регламентных работ. Хотя летать приходилось немало, но всегда в виде «живого груза» :-).
Пресловутые объективные обстоятельства все расставили по своим, им одним угодным местам, многое изменив до неузнаваемости. Но не все оказалось им по силам. С мечтой они справиться не смогли.
Формально я уже не в авиации. И государства уже того нет, в котором я родился, рос и мечтал когда-нибудь стать летчиком. Мир стал другим. Хуже или лучше? Не знаю, не берусь судить об этом, тем более, что, как известно, для многих людей ясно, что раньше «деревья были выше, а трава зеленей» :-).
Но одно я знаю точно. В этом другом мире сейчас стало больше возможностей, и постепенно они становятся все более впечатляющими. В советское время, если человек по каким-либо обстоятельствам до определенного возраста «протянул» со вхождением в летную авиационную профессию, то о том, чтобы стать пилотом, ему можно было забыть. И не важно, что это было, военная авиация, гражданская или аэроклуб ДОСААФ.
И ведь других-то возможностей попросту не было. Не существовало в России тогда еще частной коммерческой авиации, а уж понятие «собственный самолет» было вообще из области неосуществимой фантастики.
Хорошо помню, как я в 30-летнем возрасте в последний год существования Рижского аэроклуба (1991 год) в его советском варианте пытался туда пробиться, чтобы прыгать с парашютом и был по причине возраста выставлен за дверь.
А на следующий год, когда аэроклуб перешел на коммерческую основу, все изменилось с точностью «до наоборот». Я прыгал без проблем. Теперь ограничениями могли быть только мои желания и содержимое моего кошелька, то есть то, что во многом зависит от меня самого, а не от сторонних («государственных») обстоятельств.
И вот теперь я еще и полетел :-)! Это произошло на аэродроме «Северка» в Подмосковье на самолете Cessna FR-172E, принадлежащем аэроклубу Алпина-Авиа. Конечно, это не был самостоятельный вылет. Он, я надеюсь, у меня теперь впереди :-). Однако, я впервые летал на самолете такого типа, к тому же сидя за штурвалом, и самостоятельно управляя летательным аппаратом на определенных участках полета.
Впервые — это точно. Но явно не в последний раз. После посадки летавший со мной пилот-инструктор, с улыбкой глядя на мою восторженную физиономию, сказал:«Ну, что, тоже сел на иглу?»
Подмечено абсолютно верно :-). Многие «попробовавшие» меня поймут. Кто хоть раз посидел в кресле пилота в воздухе, вряд ли останется равнодушным, и многие захотят еще раз пропустить весь процесс, так сказать, через свои руки и голову, через свои ощущения. В шутку говоря, добром это не заканчивается :-). Человек навсегда заболевает тягой к небу…
Можно, правда, первый раз новичка провезти и так, что у него навсегда пропадет охота подниматься в воздух когда-либо еще. Такие случаи в практике аэроклубов иной раз случаются. Многое здесь зависит от мастерства пилота-инструктора, который, по сути дела, открывает начинающему дорогу в небо.
Хотя меня-то, как говорится, с верного пути не сбить :-). Так или иначе, но в авиации я уже давно и надолго, поэтому получаю удовольствие от процесса в любом случае, тем более от такого, в котором сам являешься непосредственным участником.
Легкие внешне, но абсолютно уверенные движения штурвала, ровный и совсем не громкий гул двигателя, спокойный, с интересной интонацией голос пилота в наушниках… Все это просто завораживает с самой первой минуты полета, когда земля вдруг начинает быстро убегать вниз, и просто физически начинаешь чувствовать, что ты летишь…
Чувство это нельзя сравнить с ощущениями от полета в салоне на большом пассажирском лайнере. Там ведь даже иллюминатор не всегда перед глазами. Груз, он и есть груз. Какие у него могут быть ощущения (кроме аэрофобии, разве что :-)). Конечно, я слегка утрирую, но направление мысли, думаю, понятно.
Рядом со мной в левом кресле в качестве инструктора директор аэродрома Северка Сергей Быков. Он поддерживает связь с диспетчером, комментирует этапы полета и демонстрирует возможности самолета, попутно рассказывая о них. Интонация у него действительно интересная. Я уже слышал такую раньше, когда неоднократно приходилось прослушивать радиообмен опытных экипажей вживую перед вылетом и во время него. Такая интонация там как раз и присутствовала.
Этакое ровное спокойствие с легким налетом кажущейся небрежности в голосе. Но так только кажется. На самом деле это голос человека абсолютно уверенного в себе, в своем деле и своем самолете, человека находящегося в родной стихии и получающего от этого попросту физическое удвольствие.
Все это можно назвать одним правильным словом – органичность. Она чувствуется во всем и чувство это вольно или невольно, но очень настойчиво проникает в тебя. И ты заражаешься. Вот такая эпидемия получается :-).
Самолет своими летными качествами этому тоже немало способствует. Крутое кабрирование с уверенным, мощным набором высоты и углы крена на вираже впечатляют. Очень понравилось, когда Сергей, характеризуя летные качества самолета, сбалансировал его после взлета и отпустил управление. Cessna уверенно пошла вперед, сохраняя прямолинейный полет самостоятельно.
Несколько раз попробовали конвейер — посадку с последующим взлетом, без остановки на ВПП. Самолет ведет себя прекрасно. Мастерство пилота плюс отличные характеристики летательного аппарата — идеальное и очень мощное сочетание.
Теоретически мне все это известно, интересно и понятно. Но практическое участие, конечно, не может сравниться ни с чем. Особенно те минуты полета, в течение которых машина, слушаясь именно меня, достаточно уверенно шла по курсу, меняя высоту и выполняя развороты. Как бы по-дилетантски это не звучало, но восторг в такой ситуации — самое простое из ощущений, остальные не описать. За то, чтобы почувствовать это, можно отдать очень многое….
Показалось, что сели слишком рано, хотелось опять в небо :-). Однако, положительные впечатления на этом не были исчерпаны. Любой полет начинается с земли, поэтому, находясь на аэродроме, грех было не воспользоваться возможностью и не взглянуть на аэроклуб, так сказать, изнутри. Я воспользовался. И очень правильно сделал :-).
На Северке базируется несколько авиационных организаций. Альпина-Авиа интересна своими целями, далеко идущими планами и методами претворения их в жизнь. Руководство аэроклуба (директор Николай Куваев) уверенно двигается в направлении совершенствования концепции аэроклуба и получения им статуса Авиационного Учебного Центра (АУЦ).
То, что они делают по-моему очень правильно. Ведь что такое, по сути дела, клуб? Слово английского происхождения и означает (коротко) добровольное объединение людей с целью общения, связанного с общими интересами и целями, а также для совместного отдыха и развлечений.
Если клуб позволяет добиться всего вышесказанного с максимальной эффективностью, значит это «правильный» клуб. Приставка «аэро» всего лишь накладывает на это свою специфику.
То есть в идеале настоящий современный аэроклуб, наверное, должен быть не просто пилотской школой, но и местом самодостаточным практически во всех отношениях. Многие такого рода организации располагаются достаточно далеко от места жительства их членов, и туда особо-то не наездишься.
Поэтому человек, желающий полетать, должен иметь возможность приехать в клуб на несколько дней. В таком случае в перерыве между полетами необходима возможность для комфортного отдыха, полноценного правильного питания и общения с одноклубниками в уютной располагающей обстановке, при этом не удаляясь от объекта своих мечтаний, то есть здесь же, на аэродроме.
Все это я придумал не сам, такова позиция руководства Альпины-Авиа. По-моему очень правильное направление работы. И в этом мнении я еще больше утвердился после экскурсии по внутренним помещениям.
На последней стадии оформления целый жилой комплекс при аэроклубе. Здесь есть различной конфигурации комфортабельные гостиничные номера, стилизованные в авиационном стиле, кафе, сауна, уютные холлы, терраса с видом на летное поле аэродрома.
Все новое, свежеотстроенное, в современном стиле. Мне показали всю внутреннюю обстановку (в том числе и планируемую), и я восхитился. Не думал, что увижу такое на аэродроме. Это слово всегда ассоциировалось у меня исключительно со спартанскими условиями жизни, если таковые вообще имелись.
Я понял, что эти люди четко знают, что делают. Они не просто хорошо летают и учат этому других, но хотят сделать весь процесс максимально удобным, комфортным и приятным во всех отношениях. Причем выигрывают здесь все, как простые пользователи, так и собственники.
Под стать жилым помещениям и новенькие ангары (с самолетами AQUILA A210 и FK9 ELA), внутренние технические помещения и даже (не удержусь :-)) аккуратно подстриженные газоны между рулежными дорожками.
Мне показали также планируемый к приобретению двухмоторный самолет Diamond DA-42 в комплексе со свежепостроенным для нее ангаром ( в нем он, собственно, и находится).
Исключительно красивая машина. И перспективная. Она существенно расширит функции и возможности Альпины-Авиа.
В общем, в своих приоритетах я окончательно утвердился и для себя понял, что это и есть один из примеров «правильного аэроклуба». Считаю, что мое первое знакомство вживую было очень удачным.
Воспользоваться услугами клубного сервиса по полной программе мне, конечно, не удалось. Это невозможно было сделать за те несколько часов, которые я находился на аэродроме. Но главное дело было сделано.
Буду ли я летать на этом аэродроме или на другом, в аэроклубе Альпина-Авиа или в каком-нибудь еще — неважно. Важно, что, говоря словами пилота-инструктора, с иглы мне уже не слезть. И это мне очень нравится :-).
Желаю каждому попробовать себя в воздухе и искренне хочется, чтобы число «заболевших» увеличивалось ускоренными темпами. В таком случае точно можно быть спокойным за российскую авиацию. Ее ждет большое будущее, ведь здесь от малого до большого — один шаг…
В заключение еще некоторые фотографии.
P.S. Делаю добавочку спустя несколько дней. У Альпина-Авиа есть своя группа » В контакте». Это здесь. Там периодически обновляется информация и фотографии новые появляются. Так что заходите, интересуйтесь. Наверняка найдете для себя кое-что интересное.
До новых встреч.
Фотографии кликабельны.
Сегодня получилсь летать с новым инструктором с совершенно своеобразной «концепцией»обучения: главное, в его подходе-это «чувствовать самолет», когда он «хочет лететь, когда не хочет, когда хочет, но не может, когда сопротивляется действиям пилота, когда немного запаздывает с реакцией на команды, когда ворчит, дергается и рычит…» С ума сойти!!! А когда я сказала, что чувствую, что двигателю не хватает тяги и он захлебывается — его радости не было предела! Оказывается, он ждал, когда я что-то подобное произнесу… Думаю, этого человека Бог поцеловал в темечко и сказал: «Быть тебе пилотом от Бога, т.е. от Меня.» Если бы Вы видели,как он заходит на посадку и садится, глиссада-просто песня, плавно,ровно,точно! Да, как в любом деле, здесь есть свои «Моцарты». Но, я понимаю, что это не МОЙ инструктор, он слишком талантлив и может себе позволить «разрывать шаблоны». Мне нужен ремесленник, мастеровитый и предсказуемый.
Это из раздела «рожденный летать»… думаю и такие инструкторы конечно же тоже нужны… может только на более позднем этапе. Ведь чувствовать самолет «спиной и задницей» 🙂 (так говорил один мой знакомый летчик) — это как раз главная цель для любого, кто стремится «туда»……
Сограждане! Сегодня с шестого раза посадила Цессну! Инструктор говорит: «Сама, я работал только газом». Что-то не верится, в голове какой-то сумбур из того, что делала, не всегда понимая зачем. У меня машина с автоматической коробкой передач: газ-тормоз, газ-тормоз и верти головой по сторонам. А тут — рассредоточилась вконец на все ручки и переключатели, неужели все это можно довести до автоматизма!!! Нет, рожденный ползать… А Павлу Юрьевичу с «Северки» дай Бог здоровья.
:-)…. Интересно все это читать… Прямо чувствуешь весь процесс…. Насчет «ползать» — не думаю. Рожденный ползать не только не может, но и не будет летать. А здесь мне кажется все наоборот как раз. Так что все хорошее впереди, это точно :-)…
Добрый вечер. Тут другое: «чистая голова» требует дополнительной информации и понимания возможных последствий. Пробовать самому все подряд, разумеется, самый короткий путь к «успеху», но боюсь чего-то не учесть и отбить желание летать вообще. Сейчас оно есть, есть потребность углубиться в матчасть , чтобы постараться следовать «замечательным законам природы» осознанно, насколько это возможно. Хватило бы времени и денег, а Северка, слава Богу, под боком!!!
P.S. рука дрогнула, больше не повториться.
Добрый вечер, Вадим. Вы пробовали пилотаж на ЯК-52 или ЯК-54? Мне не советуют даже пробовать, говорят, это, скорее, работа, чем удовольствие, в смысле серьезных нагрузок как на организм так и на психику. А что там такого страшного, чего мы не можем преодолеть?
Вставлю «свои пять копеек», с Вашего позволения :-). Я на таких самолетах не летал, но мне почему-то кажется, что вопрос о «работе -удовольствии» сродни Вашему комментарию к статье о страхе полета. Думается, что здесь тоже многое от конкретного человека зависит и от того, что в него заранее «вложено». То есть пока сам не попробуешь, с чистой головой конечно, правды (для себя) знать не будешь.
P.S. Жанна, этот комментарий Вы адресовали Вадиму, но он может его не прочитать. Чтобы адресация была точной, а не общей, нажимайте пожалуйста «Ответить» под конкретным комментарием.
Як-52 конечно «грубее» и мощнее Цессны и на много большее способен в смысле пилотажа, но такое еще надо освоить! Спортивные пилоты отрабатывают такое годами…
Может, кто-нибудь ответит? Как у взрослого, самодостаточного человека воникает непреодолимое желание летать? Преодолеть себя? Найти новый смысл, сравнимый с ценностью жизни? Где мотив? Вернулась с Северки, летала с самым замечательным пилотом-Калугиным Павлом Юрьевичем-поняла в который раз, что помимо профессионализма, никто не отменял роскоши человеческого общения. Здоровья ему, успехов и побольше толковых и благодарных учеников!!!
Ага… Вы уже с впечатлениями :-)… Вижу, что все в лучшем виде, впрочем, я думаю, как всегда. Иначе и быть не может. Не ищите мотива или какого-то особого смысла — не найдете. Видимо это еще один замечательный закон природы…
знакомые эмоции, да еще выраженные прекрасным русским языком! Как будто снова пережила полет. Жаль, не всегда хватает времени «улететь». На выходных обязательно поеду на Северку, скучаю страшно.Успехов Вам!
Спасибо :-)… Увы, времени действительно не хватает. Удачно Вам «улететь» и вернутся с новыми впечатлениями….
Вам никто не говорил, что Вы на Олега Даля похожи?
На первом фото просто двойник его
Неужели похож :-)… Никто не говорил как-то….
Поздравляю!!! Это просто здорово, когда мечты сбываются! Я тоже в детстве мечтала быть лётчиком, может тоже когда-нибудь сбудется, почитала о Вашем полёте, вспомнилось и опять захотелось
Ну так в чем же дело? Пробуйте :-)…
Юрий, а я был в Москве в середине августа- на чемпионате Мира по легкой атлетике. Королева спорта, согласитесь, это тоже прекрасно! Правда, лучшее место, занятое казахстанцами- тринадцатое. 🙂 Так что, мы болели за весь бывший Союз. А так- очень добрая тусовка 🙂 Хотел попасть на МАКС- но , увы, отпуск не резиновый… 🙁
В один из дней показал сыну музей авиации( метро » Аэропорт»). Правда, сам еще раз детально облазил ротативный «Рон». Есть мысли насчет живой модельной копии мотора.
Юрий, поздравляю Вас! Очень рад за Вас! Я прям по вашему рассказу сам испытал это))) у нас в Уфе есть аэроклуб, и разные программы! Только вот никак туда попасть не получается 🙁 то погода не летная, то проблемы какие нибудь. До нового года обязательно пойду туда! 🙂 тоже испытаю это чувство! )) Кстати, Магнитогорские можете к нам в Уфу приезжать! 🙂
Вот-вот :-). Желаю Вам испытать все самому и по первому разряду :-)…
Здравствуйте Юрий! Огромный привет всем » болельщикам». Спасибо за понимание. Небо — это действительно болезнь , которая не лечится. К сожалению, в Караганде еще меньше возможности испытать подобное, чем у Михаила в Магнитогорске. В Казахстане в Алма-ате, я слышал, что-то есть. Здесь с этим сложно законодательно — если ты владелец воздушного судна, то обязан регистрировать авиакомпанию. Есть у нас несколько самодельщиков , но летают они » подпольно» , а значит- криминально. Ради этого, возможно, придется переезжать в Россию? Наверно. Юрий , а как у Вас, у жителя Латвии, получилось полетать в Москве?
Еще раз спасибо за все. Очень интересны предлагаемый материал и общение . Как бальзам на душу. Юрий, если захотите украсить биографию походом в шахту — приезжайте , организуем :-). А полетать, я думаю, получится!
Думаю, что все получится. Хоть и медленно, но процесс идет. А насчет шахты предложение интересное :-). Запомню себе, вполне возможно, что и воспользуюсь им.
Насчет полетов в Москве — это называется стечение обстоятельств. Ездил на МАКС, получил приглашение от человека, с которым мы сотрудничаем в авиасфере (по статьям) посетить аэроклуб. Ну, а дальше дело техники :-)…
Да, Алексей, Вы правы! у нас в Казахстане с этим, насколько я знаю беда! Кстати, не так давно, с год-полтора, на сайте закон.кз (латиницей, разумеется) читал, что у нас тоже упростили полеты для малой авиации. Правда, насколько оно соответствует действительности — не скажу, не в курсе (тоже лишь болельщик, к сожалению(!)). А насчет аэроклубов в Ате: да, что-то вроде проклевывается (точно не в курсе), но до этого был полный ахтунг! (из-за чего я, собственно и не попал в авиацию: в 1996 году, когда я собирался ехать в Россию учиться хотя бы на технаря, выяснилось, что даже они не нужны и пришлось пойти совсем по другой стезе. Судьба.) Но, самое главное, есть люди, которые этим увлечены, есть потенциал, а значит, будут (Бог даст) и возможности для воплощения своей мечты в жизнь!
Тот, кто прямо с детства дружит с небесами,
Не предаст во век свою первую мечту… :*
Это факт. 100% присоединяюсь.
Поздравляю и желаю успехов в полётах!!!
Завидую в добром смысле этого слова!
Жаль, что в Украине любительская авиация не так развита, как в России 🙁
Поздравляю от всей души, и, конечно, завидую! Я тоже заболел самолетами. Как-то в начале 90-х встретил приятеля, который в аэропорту Магадан обслуживал тренажеры для экипажей. Он пригласил меня вечерком полетать на Ту-154! Мы неделю не вылазили из-за штурвалов! Но мое время было упущено. Потом появились авиасимуляторы… У меня сын с четырех лет отличает Су-27 от МиГ-29 по профилю, (они очень похожи), на компе одни авиасимуляторы. Когда работал на Чукотке, нас возили на Ан-28. Я старался сесть в первом ряду, чтобы видеть работу пилотов (они часто оставляли дверь открытой). Когда летчики запускают движки и остальные системы, они все свои действия приговаривают вслух. Для меня это звучало как музыка, как молитва, я впадал в транс. 🙂 Жаль, что у нас нет аэроклубов. У нас вообще авиация приказала долго жить. Вертушки правда еще летают. Старенькие Ми-8. А как хочется полетать не понарошку!
Все Ваши впечатления и, так сказать, авиа-переживания мне очень знакомы. Сам такой на 100%. Жаль, что возможности у нас не слишком 🙁 ….
А вот и видео кабины L-410. А на пилотское кресло можно сесть только зайдя с правого бока ( на правое кресло) , или с левого (на левое). Между креслами в проходе стоят блоки приборов. А салон для пассажиров действительно просторный. http://video.yandex.ru/search?filmId=CQ5lYaYs0Cw&where=all&text=%D0%BA%D0%B0%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%B0%20l-410
Да уж…. Честно говоря никогда не видел такого :-)…..
На «Северке» есть аэроклуб КВС. Там и есть Як-54. Если нужен контакт с пилотом , который летает на этом самолёте, то через Фейсбук мне напишите или здесь. я Вам дам e-mial http://aviakvs.ru/aviapark/
ОК, большое спасибо! Возьму на заметку…
Юрий, завидую Вам белой завистью 🙂 сам бы с удовольствием полетал. В Москве конечно больше возможностей, а у нас в Магнитогорске ни одного аэроклуба, ДОСААФ-овский сейчас не функционирует, недавно был там, самолёты в плачевном состоянии, на них без слёз смотреть нельзя, какие там полёты…
К сожалению так есть… Как это поправить даже не знаю. В России с малой авиацией проблемы…
Посмотрел кабину Diamond DA-42. Теснота такая же, как у L-410. Правда, у Diamond вход в кабину через верхний фонарь. А представьте у L-410 (пассажирский!) фонаря нет и даже я ,худой комплекции, еле пробрался боком на пилотское кресло. На ЯК-18Т в 36 серии поставили винт от «L-ешки».И самолёт «зарывает» нос. Пришлось блокировать переднюю амортизаторную стойку, иначе при взлёте с грунтовой ВП возможна поломка винта. 7 ноября прошлого года в нашем СУГА такой самолёт разбился на взлетё (отказ двигателя) и до сих пор нет Акта МАК.Вся 36 серия пока «на приколе».Это я к тому, что было «раньше» и «теперь» в вопросах безопасности.
С малой авиацией в России к сожалению все как-то очень медленно раскручивается, что в производстве, что в эксплуатации…
Не был в кабине у Л-ки. Неужели так тесно? Все же солидный вроде как самолет, даже по сравнению с Даймондом…. А он-то собственно все та же АОН. На них на всех лучше бы одному летать — свободнее. Хотя в Цессне мне тесно не было :-)…
Здорово, я очень за Вас рада!) Даже представить не могу, как это всё ощущается в живую, но судя по вашей статье – это нечто невообразимо крутое. Поздравляю от всего сердца и почек с:
Представить это вряд ли возможно, Настя :-). Надо пробовать именно вживую… Положительные эмоции гарантированы… И для сердца и для почек :-)….
очень рада за вас, Юрий
не выпускайте штурвал из рук
спасибо, что поделились своим восторгом с болельщиками
Спасибо Вам и всем болельщикам :-)… Думаю есть смысл стремиться стать игроком :-)…
вашими бы устами…
ан, бывают и ‘сбитые летчики’:((( впрочем, смысл стремиться — категория универсальная:)
Насчет категории — очень правильное утверждение :-)…
потому что только смелый сам полезет в самолет)))…
http://www.youtube.com/watch?v=FT9gLgWNLQc
Классс! :-)..
Юра, я летаю на той же Цессне (что на фото), только ты летал с Быковым С.С., а я — с Калугиным П.Ю. Знаешь, после «погружения» в твой сайт у меня возникло чувство, что, не обладая базовыми знаниями и профессиональным образованием в области авиации, как ты, у меня ничего не получится. До слез. Не чувствую самолет как автомобиль, разве что чуть-чуть. И почти ничего не знаю, какая-то «иллюзия понимания», полная профанация … Может, не соваться совсем? Или когда-нибудь количество начнет переходить в качество, как учили основоположники? Я как-то Ромке-пилотажнику из соседнего аэроклуба КВС задала вопрос:»Как ты можешь ТАК отрекаться от себя, чтобы выделывать ТАКОЕ на своем ЯК-52?» Он ответил: «Знания и навык». И все??? Юра, знаю, ты понял или «почувствовал». Подумай, что сказать.
Ну, а что тут думать :-)… Пилотажник правильно сказал: знания и навык. Для того, чтобы чувствовать самолет, надо понимать, почему он делает ту или иную эволюцию в данный момент (особенно в ответ на твои действия) и тренироваться (побольше :-)). То есть на первоначальном этапе суперпрофессиональные знания не нужны (главное понимание), но тренировка обязательна. Прямо по В.И. Ленину: учиться, учиться и учиться. И все получится :-)….
Теперь Юрий, после того, как «подсели на иглу», думаю потянет на пилотаж. Кстати, в «Северке» (не помню в каком аэроклубе) для этого есть ЯК-54. Где курсант располагается в передней кабине, а инструктор-в задней. Вот тогда то и можно на высоте опробовать все рули и педали в самолёте. Может быть, даже разрешат, при необходимом запасе высоты, вывести ВС из штопора.Конечно, при необходимой страховке инструктора.
На стоянке не видел… Наверное в ангаре (может у Челавиа).. А на пилотаж потянет :-). И самому хочется :-)…
ЭТО- в КВС, пилот-инструктор-Роман Седых.
Алексей! Если есть желание, то можно и самому «спробовать». Тем более,что такой ознакомительный полёт (как я понял из рассказа Юрия)
может совершить практически любой желающий. И поближе к Москве.Допустим, в Мячково, до которого можно за полчаса добраться. На высоте 200м «покатают» вполне комфортно и безопасно. Фигуры сложного пилотажа, конечно, не продемонстрируют, т.к. высота слишком мала. Но, для первого раза впечатлений будет более чем достаточно!
У меня программа была несколько расширенная, но в принципе, конечно, сейчас ознакомительный полет — это не проблема… И недорого, на мой взгляд…
Поздравляю!!! Завидую белой завистью 🙂
Спасибо, Алексей! Если Вы живете в достаточно крупном городе, то с это можете попробовать в общем-то без проблем. Если в Москве, то совсем просто. Там таких аэродромов вокруг города немало. Та же Северка или Мячково, например. Я, правда, катался по расширенной (по блату :-)) программе, но того, что предлагают всем вполне хватает для получения впечатлений….
ПОЗДРАВЛЯЮ с первым полетом за штурвалом! Так описал, что самой захотелось попробовать