Здравствуйте, друзья!
Давно прошли те времена, когда аэроплан ( в последствии самолет) был просто аэропланом. Как говорится сам в себе и для себя. Потребности людей меняются, технический прогресс совсем не стоит на месте и самолеты практически не летают ради интереса, экстрима или чего-либо подобного. Хотя, конечно, справедливости ради стоит сказать, что и это тоже имеет место. Однако все же меркантильно- полезное применение авиации преобладает. А так как в современном мире областей ее применения уже достаточно много, то и разнообразие ее достаточно велико.
Итак, виды авиации. Они определяются согласно нормативным документам. Есть такой серьезный (по виду :-)) документ: Воздушный кодекс РФ. Так вот в нем определено, что авиация имеет три вида: гражданская, государственная и экспериментальная. К гражданской относится собственно гражданская, гражданская коммерческая и авиация общего назначения. С первыми двумя, я думаю, понятно, а «общее назначение» — это всевозможные полезные работы, как-то: сельхозработы, медицинская помощь, помощь полиции, частные и корпоративные перелеты, обучение, и т.д. Экспериментальная авиация применяется для проведения различных экспериментальных работ и испытаний техники (в т.ч. и авиационной). А государственная – это военная авиация и государственная авиация специального назначения, такая, как например авиация МЧС или есть еще авиация МВД для выполнения различных спецзаданий. Интересно, что как государственная, так и экспериментальная авиация тоже могут быть использованы в коммерческих целях. Это определено в вышеупомянутом кодексе.
Вот так оно все звучит официально. А теперь, не глядя в нормативные документы, я еще кое-что добавлю и от себя. С гражданской авиацией все более-менее ясно. Это пассажирская, транспортная и грузо-пасcажирская. Их функции понятны всем. А яркие их представители – это, например, трудяги ТУ-154 и Боинг-737, Ан-12 и Ил-76.
Что касается авиации общего назначения, то хоть в кодексе этот название и прописано, но рядом с ним существуют и другие определения, и иной раз не всегда понятно которое из них вмещает в себя другое. Разбираться в этом не будем, просто я еще упомяну кое-какие виды авиации, точнее их названия, которые сейчас употребляются в авиационной практике.
За рубежом уже достаточно давно существует, а в России только набирает обороты так называемая деловая авиация или «Business aviation» в англо-американском варианте. Это обычно специальные самолеты ( ну и, конечно, комплекс их технического обслуживания) малой вместимости, но совсем немалого комфорта :-). Они используются для индивидуальных и корпоративных полетов и, конечно же, для оказания специальных услуг. Один из представителей – это Gulfstream G500.
Далее можно выделить спортивную авиацию и авиацию первоначального обучения. Иначе говоря аэроклубовскую. Это те самолеты и вертолеты, на которых люди учатся летать и далее совершенствуют свои навыки полета. В России система аэроклубов в процессе революционных преобразований, начиная с перестройки и далее, была основательно порушена. Но кое-что осталось и сейчас даже потихоньку развивается. Представители этого вида авиации у нас это, в основном, ЯК-52, ЯК-55, СУ-26 и трудяга ЯК-18Т. Используется, конечно, в этой системе и АН-2 (в основном для вспомогательных целей, например для вывоза парашютистов). За рубежом это чаще всего Cessna-172, Piper PA-28 Warrior и вертолет Robinson R-22.
Естественно, что все эти летательные аппараты используются также и в коммерческих грузовых и пассажирских целях. Ведь аэроклубы все, в основном, частные. Да и просто один самолет может быть в частном владении. Тогда человек, имеющий удостоверение частного пилота, может летать на нем в собственных целях (даже просто для удовольствия :-)). Но это, правда, больше относится к США и западным странам. В России для этого пока нет ни законодательной базы, ни технических и финансовых возможностей. А жаль… Было бы неплохо иметь такой «семейный самолетик» и летать на нем по выходным в гости в другой город :-).
В связи с вышеупомянутым нужно обязательно сказать, что вообще сейчас сформировалось такое понятие, как малая авиация. Законодательно это понятие четко не определено (хотя, на мой взгляд оно наиболее близко к авиации общего назначения), но обычно летательные аппараты малой авиации имеют малый взлетный вес (обычно до 9000 кГ) и берут на борт не более 18 пассажиров. Конечно же к малой авиации относится и вся инфраструктура обслуживния, т.е. аэродромы, системы управления воздушным движением, техническое обслуживание. Летательных аппаратов малой авиации сейчас по миру становится все больше. В США, например, их зарегистрировано уже более 280-ти тысяч. Соответственно растет и количество взлетных полос и площадок. По статистике более 80% всего, что летает в мире работает в малой авиации. То есть малая авиация завоевывает мир :-). Вот такие дела. Но оставим ее в покое и вернемся к серьезным самолетам :-).
Хотя я, собственно, уже все виды авиации перечислил. Но обязательно стоит сказать, что некоторым особняком от этого деления стоит военная авиация (хоть она и является частью государственной). Дело в том, она сама тоже имеет виды и кроме того некоторые из них еще и делятся на рода. Довольно интересное деление и это уже тема другой статьи, а точнее второй части статьи о видах авиации.
Фотографии кликабельны.
А как же сверхмалая авиация? И как же свободная? 🙂
К видам, законодательно определенным они не относятся. Скорее подвиды, относительно недавно сформированные и нечетко определенные. Но в общем конечно упомянуть о них стоило бы :-). Статью нужно дорабатывать, старенькая уже и писалась «на заре творчества» :-)…
Угу. Стоит упомянуть. Тех же матрасников сегодня суммарно больше чем всей остальной авиации вместе взятой, наверное 🙂
Ещё отдельный вопрос на засыпку… Если парапланеристы, дельтапланеристы, планеристы (те же swift-еры) к сверхмалой авиации относятся, то стоит ли относить к ней wing-suit-еров и jet-man-а? 😀
А ещё есть забавные ребята пилоты-мускулолётов 🙂 Эти вундервафли, наверное, отдельной статьи достойны 😀
Вообще хорошая идея. Соберу материал — сделаю :-). А насчет jet-man-а и ему подобных — это точно «на засыпку». Не укладываются они на мой взгляд в пресловутую классификацию. И вообще из общепринятого понятия «авиация» как-то уже вылезают, по-моему. Но тема-то интересная :-). Есть о чем писать…… Вообще-то, видимо, форум надо делать все-таки…..
Ну… спортивные парашюты очень похожи на парапланы. А спидглайды так и вовсе что-то среднее между парашютами и парапланами.
Думаю, что можно упрощённое обобщение вывести, что мол если мотора нет, и к самостоятельному набору высоты не способно, то должно уметь набирать высоты в обычных динамиках и термиках. Таким образом можно легко срезать экстремальных парителей (вроде jet-man-а, wing-suit-еров и спидглайдеров, kite-ов).
Правда из оставшихся тоже интересные экземпляры остаются. Чего только стоит вуппи 😀
Сделаем :-). Рубрику под все это видимо придется выделить отдельную, заодно и развить потом можно…
Интерьер самолета для бизнесменов впечатляет.
Прекрасные фотографии. Спасибо за статью. Узнал для себя много нового.
Скоро стану различать все марки самолетов.
Полезная информация.
Захожу на ваш сайт, чтобы еще и еще раз полюбоваться красотой небесной
А я то думал один такой, с мечтой о маленьком семейном самолётике.
Не подрезайте крылья мечте!!!! Когда то просто подняться в небо, казалось не сбыточной мечтой, а теперь вон сколько видов авиации!!!
Авиация — это очень внушительные средства, и мечтать о том, чтобы слетать в другой город на своем самолете — для большинства неосуществима, по ряду причин. Даже если бы была нормативная база под частные полеты, купить самолет — уже немалые деньги, а топливо, а обслуживание?
Да это так. Главное препятствие — деньги. На западе уровень жизни выше и возможностей больше, поэтому люди летают и немало. Но конечно массовым это занятие не станет, по крайней мере в обозримом будущем…
Здравствуйте!
Извините, не по теме: как установить кнопку гугла +1?
Напишите, если можете. Спасибо
Для этого установите себе через админку плагин «Google +1 Button». Он специально для вордпреса. Плагин этот можно скачать в сети через поисковик. Набираете в поиске «Google +1 Button» и сразу получите ссылку на скачивание. А дальше все также, как и с другими плагинами.
Подробная и интересная информация, спасибо.
Хороший сайт! Много интересного узнал. Спасибо!
Классные фотки! Люблю все небесное с детства!
У меня муж прослужил 20 лет в авиации.Порекамендую ему ваш сайт.
Спасибо, очень интересно. Дома лежит огромная стопка журнала «АОН» (Авиация общего назначения). Только всегда некогда сесть и что-то прочитать ))) А у Вас тут такой хороший обзор получился.
Фото классные. Я с Вами +
Честно говоря, раньше и не задумывалась о видах авиации. А их и еще так много! Получился ликбез. А фото превосходные!
Классные фото, интересная статья спасибо
Обязательно прикуплю себе самолет как денег заработаю побольше)))
Вот заработаю деньжат и куплю себе тот самолет который на 1-й фотке)
Где мои 17 лет… Такое вытворяли на ЯК-52!!!
Хороший сайт.
Эх, найти бы денег на такой самолетик, с удовольствием бы приобрел!
Что ж, свой самолетик для полетов в другой город на выходные, прекрасная перспектива и стимул
Да, хотелось бы заиметь самолетик, уж не знаю, из какой группы авиации, чтоб слетать в гости, в другой город тысяч так за 10 км.
Ага, только не долетела бы на вертолете «в другой город тысяч так за 10 км»!
И еще, вот собираюсь поступать в Санкт-Петербургский Авиационный Университет на второе высшее, а для собеседования нужно ответить на вопрос «Виды авиации» ))) Вот теперь поконкретнее ознакомилась! Спасибо!
А и не за что :-)… В нашем полку, значит, прибыло :-). Желаю успехов при поступлении и учебе!
Спасибо ))). А прибыло давно! Я из семьи авиаторов, вот пошла по их стопам. Уже закончила один авиационный университет только в другой стране, теперь решила получить и российское образование в этой же сфере.