Су-15 – гроза Боингов.

Здравствуйте!

Перехватчик СУ-15

СУ-15ТМ

Сегодня вспомним об интересных событиях событиях более, чем 25-летней давности. Итак… Сверхзвуковой истребитель-перехватчик СУ-15, долгое время составлявший основу авиации противовоздушной обороны Советского Союза имел за свою историю несколько расхожих названий-кличек. Обычно такого рода авиаторские  клички довольно точно подмечают характерные особенности техники. Так было и в этом случае. Первое самое известное «убийца боингов», второе, из первого вытекающее, «голубь мира», третье «красавчик ПВО» (этот самолет действительно очень красив, особенно в полете). Было даже название «карандаш». Это потому, что фюзеляж у него весь такой тонкий и длинный. Действительно карандаш :-) . Хотя карандашом летчики еще называли видную с высоты взлетную полосу, тоже тонкую, как карандаш. Разрабатывался этот самолет в начале 60-х годов и хоть разработка шла полулегально, без специального госзадания, он был на тот момент остро необходим вооруженным силам СССР. На западе к тому времени появились ударные и разведывательные самолеты, летавшие на высотах около 20 км. А у нас практически не было перехватчиков, способных их достать.

Был истребитель СУ-9, способный выйти на эту высоту, но только динамическим способом, делая горку и долго не мог там оставаться, что не позволяло ему выполнить атаку цели ракетами.

Перехватчик СУ-15

СУ-9. Один из предшественников СУ-15.

Все наверняка знают инцидент с американским разведывательным самолетом U-2 произошедший 1-го мая 1960 года. Так вот тогда с аэродрома Кольцово, что под Екатеринбургом,  был поднят Су-9 ( он перегонялся с завода в строевую часть и поэтому был без боезапаса) с заданием таранить самолет-нарушитель. Но наземная служба не смогла навести его на цель и таран не состоялся. Разведчик U-2 был позже сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса С-75. В таких условиях необходим был перехватчик, способный летать на высотах хотя бы 18-19 км и стрелять ракетами выше над собой. Таким самолетом и стал СУ-15. Конечно он не был каким-то особо выдающимся самолетом. Но все же это был значительный  шаг вперед в развитии авиации ПВО. Он был первым советским истребителем, способным успешно уничтожать цели на высотах до 23 км. По многим параметрам он ощутимо превосходил своих предшественников, начиная от условий работы летчика и кончая комплексом нового оборудования.

Перехватчик Су-15

Истребитель-перехватчик СУ-15ТМ2

На самолете было установлено два двигателя, что значительно повышало его надежность. Были конечно и недостатки (куда ж без них :-) ), например, очень большая посадочная скорость (до 350 км/ч), и трудности в освоении его летным составом, но в целом самолет получился очень хорошим и хорошо справлялся со своими задачами. Любопытная подробность :-) . Он имел на борту 7,5 литра спирта для охлаждения тормозов (это требовалось из-за высокой посадочной скорости), чего не было у его предшественников СУ-9 и СУ-11. А так как этот запас расходовался не всегда, все зависило от условий полетов, то необходимый ингридиент для ликера шасси присутствовал :-) .Су-15 называли «ракетный» перехватчик, имея ввиду, что он предназначен, в первую очередь, для уничтожения стратегических ударных средств противника (в т.ч. и ракет). Однако зачастую ему приходилось иметь дело с  другими объектами. С этим-то и и связаны две первые клички :-) . Этот самолет ни разу не участвовал в боевых действиях и не поставлялся за рубеж, но в инцидентах, связанных с пролетом иностранных самолетов над территорией СССР он участвовал неоднократно. Три из них наиболее существенны.

Перехватчик Су-15

Боинг-747. Такой же как в рейсе KAL007.

Перехватчик СУ-15

Разведчик RC-135

Первый случай, самый известный.  Это инцидент с самолетом Боинг-747-230В южнокорейской авиакомпании «Korean Airlines» 1 сентября 1983 года. Боинг, выполнявший рейс КАL007 Нью-Йорк-Анкоридж-Сеул, в течение полета  сильно отклонился от заданного курса. Первый раз он вторгся в воздушное пространство СССР над Камчаткой (отклонение от курса составляло 300 км), где на перехват были подняты 6 самолетов МИГ-23 и для него настойчиво передавались предупреждения о нарушении границы.

Су-15

Маршрут полета Боинга-нарушителя

Боинг, выйдя из советского воздушного пространства над Охотским морем, вновь  нарушил границу над Сахалином с отклонением от курса уже 500 км. Надо сказать, что первоначально Боинг  был принят за разведывательный самолет RC-135, некоторое время летевший с ним в очень близком соседстве. С аэродрома Долинск-Сокол на Сахалине был поднят на перехват Су-15 подполковника Геннадия Осиповича. Летчик догнал  самолет-нарушитель  и некоторое время сопровождал его,  пытаясь обратить на себя внимание по международным правилам  покачиванием с крыла на крыло,  миганием аэронавигационными огнями и использованием радио. Потом был выполнена стрельба из пушки по курсу полета несколькими длинными очередями. Трассирующих снарядов не было, но факела выхлопа не заметить было просто невозможно (скажу это по собственному опыту). Несмотря на все это реакции не последовало. И тогда в 18:26 по GMT Боинг по приказу с земли был сбит выстрелом двумя ракетами Р-98. Считается, что в результате этого происшествия погибло 269 человек. После этого случая Рейган обвинил  СССР в преднамеренной атаке на мирный пассажирский самолет и назвал Советский Союз  «империей зла».  Начался новый период холодной войны. Вот вам и «голубь мира». Скажу сразу, что в этой истории очень много серых пятен и для изложения полного материала нужно писать отдельную  большую развернутую статью ( что я, видимо, и сделаю позже:-)). Есть достаточно много спорных и совсем противоречивых фактов. Лично я согласен с летчиком Геннадием  Осиповичем в том, что на сбитом самолете не было людей, кроме экипажа. Этот самолет стал заложником большой политики США. Такого рода вещи неоднократно происходили до и после этого инцидента. Кстати, по мнению специалистов,  не факт, что Боинг вообще был полностью уничтожен двумя ракетами (уж слишком велик самолет), а не добит позже кем-то другим. В пользу этого говорит случай номер два с участием СУ-15.

Перехватчик СУ-15

Боинг-707.

Перехватчик Су-15

Маршрут полета Боинга 707

20 апреля 1978 года самолет Боинг-707-321В все той же авиакомпании «Korean Airlines», совершая рейс Париж-Анкоридж-Сеул,  по совершенно непонятным причинам отклонился от курса почти на 180 градусов и вошел в воздушное пространство Советского Союза в районе Мурманска. Поднятый на перехват Су-15, пилотируемый капитаном А. Босовым подавал ему сигналы, после которых тот стал уходить в сторону Финляндии. Тогда по приказу с земли был произведен выстрел все той же ракетой Р-98.

Су-15

Ракета Р-98

Су-15

Крыло Боинга-707, развороченное взрывом ракеты Р-98.

Стоит  упомянуть, что по западным данным Босов пытался убедить руководство не стрелять, ведь это был пассажирский самолет (на борту у него было 109 человек), а не разведчик, но приказ остался неизменным. Взрыв ракеты оторвал часть левой консоли крыла Боинга длинной 3-4 метра, но тем не менее самолет совершил удачную аварийную посадку на лед замерзшего озера. И наконец третий случай, несомненно достойный внимания. 18 июля 1981 года самолет CL-44 аргентинской авиакомпании “Transportes Aereo Rioplatense” совершал рейс Тель-Авив-Тегеран, перевозя оружие для Ирана. Непреднамеренно (судя по всему) он вторгся в воздушное пространство СССР со стороны Армении. На перехват был поднят капитан Куляпин В.А.  на своем СУ-15ТМ. Сопровождая самолет-нарушитель он согласно международному коду подавал нарушителю  знаки следовать за собой. Но тот без какой-либо реакции продолжал лететь в сторону границы. Времени на атаку ракетами Р-98 уже не оставалось и Куляпин таранил нарушителя фюзеляжем в стабилизатор. CL-44 вошел в штопор и упал, 4 человека экипажа погибли. Летчик Су-15-го катапультировался и остался жив. Был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Это был второй и последний таран в истории реактивной авиации.

Перехватчик Су-15

Аргентинский транспортник CL-44.

Таковы некоторые  эпизоды из богатой летной истории когда-то красы и гордости авиации, «красавчика ПВО» истребителя-перехватчика СУ-15. Этот самолет почти 30 лет, что называется верой и правдой прослужил в вооруженных силах СССР. Сейчас уже последние его экземпляры доживают свой век на базах долговременного хранения. Все в этом мире, к сожалению, проходит. Но память… Память об этой стремительной красоте… Она остается. Есть такая книга, называется «Нежность к ревущему зверю». Она об этом… 

В завершение предлагаю вам посмотреть два ролика о СУ-15. Там и о самолете, и о памяти… :-)

P.S. Данные самолета СУ-15 я решил не размещать, дабы избежать обвинений в плагиате от сервисов типа Адвего и Яндекс, да и духу статьи это не соответствует. Любой желающий может их посмотреть их в поисковике, а моя статья все же уникальна :-) .

Фотографии кликабельны.

{lang: 'ru'}
Вам было интересно? Расскажите об этом друзьям:
Приглашаю к общению:

No related posts.

This entry was posted in АВИАИНТЕРЕСНОСТИ, ИСТОРИЯ АВИАЦИИ, САМОЛЕТ and tagged , . Bookmark the permalink.

54 Комментариев: Су-15 – гроза Боингов.

  1. Пешеход говорит:

    Кстати того советского перехватчика на СУ-9 тоже сбили свои ПВОшники, одновременно с Пауэрсом.
    Поэтому за Пауэрса наградили офицеров, сержантов и солдат, но в списке отсутствовали генералы и сам Главнокомандующий войсками ПВО страны Маршал Советского Союза Бирюзов.

  2. Alex говорит:

    и Д.Т.Язову за это – уважуха , ему бы руководить и руст бы не пролетел, между прочем у нас долго тренировали по цель малоскоростная низколетящая

  3. Alex говорит:

    Спасибо за кусочек памяти. Служил в 636ИАП помню их как они летали, и да это мы сбили тот боинг ибо нефиг.

  4. Arik говорит:

    Мишель Брюн Сахалинский инцидент Истинная миссия рейса KAL 007

  5. Артем говорит:

    Думается мне, что все таки Осипович не летал на СУ-15, а в момент данного до сих пор не очень понятного конфликта над Сахалином летал на новеньком МИГ-31.
    Там вообще история мутная и очень запутанная. СУ-15 в тех боях над Сахалином вообще не было.
    Выводы сделал почитав “Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер?”
    Довольно много фактов приводится. Советую почитать кто не читал.

  6. Евгений говорит:

    Большое спасибо за статью! Су-15 – молодость моя! Первая половина семидесятых, Мары-2, техник самолета. Хотелось бы найти следы нашего 156 ИАП.

    • admin говорит:

      Не за что :-) … По себе знаю, что это хорошее время было и воспоминания о нем очень волнующие. Моего 164-го ОГРАП тоже уже нет и тоже часто об этом вспоминаю…

  7. Копосов Игорь Николаевич говорит:

    10.09.1970г.ночью на Су15 я лично перехватил и посадил на своем аэродроме Бельбек греческий с-т нарушитель Dacota3.Если интересно-могу рассказать

    • admin говорит:

      Конечно! Очень интересно! Такие рассказы, такой опыт всегда бесценны, особенно из первых рук, от непосредственного участника событий. Расскажите, пожалуйста, если Вам не сложно. В дальнейшем можно было бы использовать Ваш рассказ в публикации (с Вашего позволения, конечно)…

      P.S. А Дмитрий Копосов (из “Стрижей”, бывший) Вам случайно не родственник?

  8. Владимир говорит:

    С детства увлекаюсь авиацией, но именно данная статья поразила. Читаю обычно про авиатехнику через строчку, так как многое знаю, но сдесь совершенно другое. Интересная статья, Спасибо!!!

    • admin говорит:

      Не за что :-) … Заходите, вполне вероятно будет еще что-нибудь интересное для Вас….

  9. Денис говорит:

    Американцы – мастера провокаций. Да и теперь никаких сомнений что они и есть империя зла (по крайней мере для меня) нет

  10. Александр говорит:

    Кира говорит:
    25 Декабрь 2011 at 8:59

    “Странно” видеть несчастных и убитых горем родственников, опускающих венки на воду каждую годовщину (по-крайней мере несколько годовщин показывали по ТВ). И версия о пустом гражданском самолете звучит кощунственно. О том, что в самолете никого не было, слышу в первый раз. Кто бы это мог придумать. Вопрос риторический.

    А Вы не задавались вопросом: что могло быть на борту самолёта-нарушителя? Почему он НЕ ВЫПОЛНИЛ законные команды самолёта-перехватчика?Не нарушай нашу границу, а если нарушил-держи ответ и отвечать,естественно, должен нарушитель!

    • admin говорит:

      По-моему здесь все “шито белыми нитками”… Я уверен, что этот Боинг вовсе не был “обычным пассажирским самолетом”. Думаю, что и пассажиров там не было, уж больно много фактов и исследований (не наших, а западных!) на это указывают…

  11. Александр говорит:

    А “игла” спереди у самолёта СУ-15 это датчик скорости? Кстати, если Су-15, как рассказано в ролике, был три десятка лет на вооружении наших ВВС, то неприхотливый АН-2 (“Аннушка”) занесён в книгу рекордов Гиннеса, как единственный в мире самолёт, выпускавшийся в течение 60 лет. А в этом году исполняется 65 лет с того времени, как он совершил свой первый полёт. 20 тысяч машин этого типа выпущено в мире. И в КНР до сих пор выпускается этот самолёт, правда название они изменили.

    • admin говорит:

      Да, “игла” – это приемник воздушного давления, датчик для приборов скорости и высоты. Об этом я написал в статье здесь
      АН-2 – классный аппарат. Он отлично работал и еще немало поработает на общее благо. Ему сейчас не всегда и замену-то можно найти. Да и нужно ли? :-)

  12. Сергей говорит:

    А крылья у СУ-15 и СУ-9 были только для самоуспокоения лётчиков, на этих ракетах некоторые летать отказывались… АВВАКУЛ – сила!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>