«Боюсь летать» или что такое аэрофобия.

Наряду с другими

Здравствуйте, друзья!

Боюсь летать или аэрофобияНесмотря на все свои восторженные речи о красоте полета и незабываемых ощущениях, сам я прекрасно понимаю, что все люди  разные и среди них  обязательно будут такие (в том числе и среди моих читателей :-)), которых мои слова не убедят. От них я скорей всего буду слышать, что-то типа : «Все это интересно, но все равно я боюсь летать на самолете.» И есть достаточное количество людей по миру, которые боятся полетов просто панически. Это при том, что интенсивность современной жизни достаточно высока, и тенденций к ее замедлению не наблюдается. Авиационный транспорт сочетает в себе удобство и быстроту и без него сейчас просто не обойтись. С ростом интенсивности авиационного сообщения все более актуальным для некоторых людей становится проблема боязни полетов. Это явление даже с некоторых пор получило свое собственное название — аэрофобия.

Откуда она возникла? Скажу свое мнение  опираясь на практику довольно интенсивных полетов еще с детства в качестве пассажира как в гражданской, так и в военной авиации. Помню летел в 1994 году рейсом Рига-Тель-Авив, и меня очень удивили аплодисменты пассажиров после посадки. Я тогда их услышал в первый раз и сначала решил, что люди так радуются своему прибытию на Святую Землю. Ан нет! Это была радость по поводу благополучной посадки. А раз радовались, значит допускали и другое, противоположное… А почему собственно? Нужно ли было это делать?

Я сам слово «аэрофобия» услышал лет, наверное 10 назад. А людей, явно боящихся лететь за свою жизнь не видел вообще. Повезло, наверное :-)… Или скорей всего потому, что в последнее время редко летаю. Именно в последнее время, потому что во времена Советского Союза с этим мало кто сталкивался и вообще мало кто слышал о такой проблеме.

Во-первых сама интенсивность воздушного движения стала выше. А чем больше полетов, тем больше происшествий, это понятно. Хотя надежность авиационной техники ничуть не уменьшается, а как раз наоборот. А во-вторых тогда не было таких СМИ и такого интернета, как сейчас… Ведь в погоне за рейтингом, зрителями и трафиком они могут себе позволить многое…

Люди, как я уже говорил, все  разные. Состояние здоровья у всех разное ( в том числе и состояние нервной системы :-)). Психологическая восприимчивость тоже у всех разная, да и просто типы характеров и воспитание непохожи один на другой. В наш сумасшедший век у многих есть своя слабина, которая вполне может оказаться благодатной почвой для возникновения аэрофобии.

Ведь, вот, вы посмотрите, что происходит, если где-то по стране (или даже по миру) происходит  какое-либо летное происшествие. Каждый телеканал, многие радиостанции, я уже не говорю про интернет, считают своим долгом написать об этом. При том все стараются описать происходящее я бы сказал поагрессивнее. Ну, а если еще и люди погибли, то пиши пропало…

Событие  «обсасывается» со всех сторон, сообщения многократно повторяются с прибавлением всевозможных, непонятно откуда взятых жутких подробностей, и, что самое интересное, частенько сразу высказываются уже готовые версии причин происшедшего (причем люди компетентные как раз-то их еще не знают, потому что это обычно предмет небыстрого расследования, а у журналистов они уже на языке :-)). Иной раз слушаешь этот бред и диву даешься… В каком больном мозгу могло такое родиться!

И вот представьте себе впечатлительного человека, которого самолеты, и вообще авиация, интересовали всегда лишь в плане стоимости билетов. Он понятия не имеет, отчего же эта железная дура держится в воздухе. На него со всех сторон сыплются новости одна наворочаней другой: «Самолеты старые, падают через раз! Летчики халатные, необученные и пьяные! Топливо некачественное!» И так далее. И попадают эти новости, судя по всему, на благодатную психологическую почву, постепенно формируя подсознательный страх к полетам. «А если вдруг и я тоже попаду  на такой нехороший самолет?»

Однако летать-то все равно надо. Этого требует работа и другие всевозможные жизненные обстоятельства. И, вот, этот человек, «соответствующим образом подготовленный», проходит на посадку в самолет и тут же начинает получать (как он думает :-)) подтверждения всем своим страхам.

«Краска на самолете чего-то облупилась, да и сам он грязный какой-то. Наверное старый уже совсем. Ой как двигатели взвыли! А теперь совсем тихо заработали, сломалось что ли что-то? А что это командир по салону идет с таким озабоченным лицом? Ну все! Что-то произошло!…» Сидит бедный, зажатый в кресле между бортом и своим соседом и проклинает тот час, когда он решился сесть в этот самолет.

Смеха ради и в виде отступления :-)… Мне на ум приходит известная песня Елки «Прованс» (мне кстати очень нравится и клип классный). Обратите внимание на припев.

Она еще за день до полета думает о том, как же они будут взлетать и садиться :-). Послушайте! Это же типичная песня аэрофоба :-). Сама эффектная Елка, правда, на него ничуть непохожа :-)…

Если серьезно, то ведь именно так ведет себя человек, страдающий аэрофобией. Он отличается повышенным (иной раз до нельзя) вниманием ко всем летным происшествиям. И чем страшнее, тем больше они его привлекают. Полет он начинает тревожно переживать заранее, иной раз за несколько дней. Если все-таки отваживается сесть в самолет, то в течение всего полета постоянно ищет что-то тревожное либо в действиях экипажа, либо в звуках работающих двигателей, либо в эволюциях самолета. И, поверьте, находит… Для себя, конечно :-)… Тем более, что зачастую на него никто не обращает внимания, и он находится наедине со своими мыслями…

Аэрофобия — это, конечно, болезнь, точнее психологическое расстройство. Человек, говоря « я боюсь летать на самолете» не просто боится. Он боится убежденно. Ведь рядом с ним сидят люди, которым все ни почем, а он, тем не менее в страхе.

Существуют еще и  и другие достаточно известные фобии. Это боязнь высоты – акрофобия и боязнь замкнутого пространства – клаустрофобия. Они к полетам вобщем-то непосредственно не относятся, но в данной ситуации могут только усиливать эффект аэрофобии. Ведь самолет – это «идеальное» 🙂 замкнутое пространство и высота тоже дай бог.

Хотя по поводу высоты можно и поспорить. На мой взгляд это не всегда бывает «та высота». Моя мама, например, всегда боялась стоять на балконе нашего пятого этажа и переходить через железнодорожные пути по виадуку (были в советское время такие металлические хлипкие мосты). Очень было высоко для нее. Зато, летая на самолете с Дальнего Востока в Москву,  всегда любовалась видами земли через иллюминатор. И никакого страха. Вот так…

Один из основных источников аэрофобии человека – это, конечно, очень малая информированность. Обычно у него нет практически никакой правильной (это слово очень важно!) информации ни о самолете, ни о полете, который он совершает. Очень многих угнетает так называемая потеря контроля над собой. Ведь он вроде как доверяет себя другому человеку (пилоту) и никак не может повлиять на ситуацию, не может ее контролировать. Ему кажется, что находясь на твердой земле, он с этим всегда справится. Но это тоже очень спорный вопрос!

Итак аэрофобия существует и, как понятие, уже достаточно прочно вошла в нашу жизнь. Считается, что каждый шестой летающий человек так или иначе подвержен этой фобии. Как же с ней бороться? Так как это психологическое расстройство, то и занимается его лечением психолог. За рубежом этой проблемой озаботились порядка 25-ти лет назад. Во многих развитых странах существует сеть специальных центров в крупных аэропортах и авиакомпаниях, оснащенных к тому же специальной тренажерной техникой. В России этот процесс тоже движется (как всегда не так быстро :-)) и существуют уже методики лечения аэрофобии. Один из примеров неплохо показан в ролике.

А главный ( и, вобщем-то, единственный :-)) Центр по лечению аэрофобии находится в Москве. Называется он «Летаем без страха» и возглавляет его Алексей Герваш, пилот пассажирского Boeing-737 и практикующий психолог. Лечение по методикам этого центра уже зарекомендовало себя с очень хорошей стороны. Считается, что 98% случаев аэрофобии излечимы. Подробнее об этом центре и его методиках написано здесь.

Не все, однако, хотят общаться с психологом. Некоторые просто не могут до него доехать. Далековато бывает 🙂 (хотя на этот счет Центр «Летаем без страха» имеет свой вариант решения проблемы и об этом тоже здесь).

Что делают в таком случае? Как всегда в России универсальное средство – алкоголь :-). Но это совсем не выход. Во-первых действие его сиюминутно (только на один полет), во-вторых малоэффективно. Или уже надо упиться до умопомрачения. Вопрос: надо ли это? А для тех, кому помогает существует такая очень важная деталь. Человек, имеющий обыкновение напиваться перед полетом из страха перед ним, рискует никогда от этого страха не избавиться. Потому что это уже не терапия получается. Вырабатывается такая своеобразная цепочка фобия-алкоголь-кайф. Человеческая натура очень быстро привыкает к кайфам и потом от от этой цепи освободиться будет сложно…

Существует еще одна народная рекомендация, гораздо более безобидная. Некоторые люди применяют средства от укачивания, например Драмина или Аэрон (в меньшей степени). Они кроме борьбы с укачиванием еще и вызывают сонливость, что благотворно влияет на психологическое состояние человека в течение полета.

Итак, что в итоге… Как известно, 100%-ную гарантию безопасности нашей с вами жизни может дать только Господь Бог (хотя и он от этого обычно воздерживается :-)). И тем не менее скажу уже ставшую чуть ли не банальной фразу: авиация по статистике самый безопасный вид транспорта, и шансов утонуть в собственной ванне у любого человека гораздо больше, чем попасть в авиакатастрофу (об это я обязательно подробно расскажу в новой рубрике «безопасность полетов» :-)).

Летать люди все равно будут, никуда от этого не деться. И чтобы избавиться от потребности говорить «я боюсь летать на самолете» нужно:

1) При острой необходимости пользоваться услугами психолога. Аэрофобия – это все же болезнь, а любую болезнь надо лечить.

2) Уделять внимание самообразованию. Больше интересуйтесь авиацией, повышайте «авиаграмотность»  если уж пользуетесь ее услугами. Только не надо ограничиваться единственно изучением фотографий авиакатастроф :-). Авиация – это красота, мощь и на самом деле море удовольствия. Надо только нацелить себя на получение этого удовольствия. Для этого, кстати, существуют аэроклубы. Парашют, параплан, легкий самолет в конце концов. Все это для положительных эмоций, честное слово :-).

3) Пункт третий  уже не для нас с вами, а для авиакомпаний. Это отношение к пассажиру. Он должен быть встречен, проинформирован и обласкан как говорится от посадки до высадки. Тогда он не будет оставаться наедине со своими страхами и фобиями.

Аэрофобия преодолима. Все свои страхи вполне можно переделать в удовольствия. Это хорошо, на мой взгляд, показано в ролике одного из выпусков известного телевизионного проекта «Авиаторы», посвященного аэрофобии. Ролик не короткий (27 мин), но как всегда в «Авиаторах» интересный. Увлекательного просмотра и до следующих встреч :-).

This entry was posted in АЭРОФОБИЯ И ДРУГИЕ НЕПРИЯТНОСТИ and tagged . Bookmark the permalink.

51 Комментариев: «Боюсь летать» или что такое аэрофобия.

  1. Руслан говорит:

    Я тоже не пойму, зачем люди хлопают когда самолёт приземлится, но при этом не хлопают когда автобус целым доехал до вокзала или поезд. Не знаю как на счёт теплоходов не приходилась пользоваться таким транспортом, но мне кажется там тоже не хлопают.

    • Ирина говорит:

      Лично я всегда хлопаю в знак восхищения пилотами. Понимаю, что они не слышат. Но тем не менее, хочется как-то выразить, «выплеснуть» свою благодарность людям, делающим хорошо свою работу, о которой имею представление, как о чём-то сверхъестественном. Поднять в небо и посадить на землю многотонную махину настолько ювелирно! Это делают «особенные люди»! И аплодисменты нисколько не сродни мыслям: ну, слава Богу, хоть живы остались.
      Кстати, я б не против получать в свой адрес подобное признание своего профессионализма, но в медицине это как-то не принято…

      • Юрий говорит:

        Вот такой подход мне нравится :-)… В этом случае и я бы не отказался поаплодировать… И медикам, между прочим, тоже :-)….

      • Руслан говорит:

        Передвигаясь на междугородних автобусах, особенно по горным дорогам, а ещё в период гололёда, водители не меньший подвиг совершают, чем пилоты самолёта, но при этом им ни кто не аплодирует по прибытии на вокзал, и тем более если ещё не сломался и прибыл вовремя, а в отличии от пилотов, водители сами ремонтируют и обслуживают свои автобусы. Каждый занимается своим делом, а аплодисменты на мой взгляд излишне. На всё воля бога. Можно в споткнуться упасть и умереть, а можно попасть в серьёзную аварию и выйти от туда невредимым, у каждого своя судьба и аплодисментами её не изменишь.

  2. Марат говорит:

    Кстати, когда произошел этот случай, мы летели с другом и одновременно инженером нашей компании, который очень боится летать. Единственное, чем он занимается во время полета — держится в оцепенении за подлокотники кресел и дрожит. Никакие напитки, завтраки и ужины не могут его отвлечь от этого занятия. К уговорам расслабиться не прослушивается. Так вот, пассажиры, которые сидели на противоположном ряду, всю дорогу посмеивались над ним, но во время этой «ненормальной» посадки, женщина, которая сидела в том ряду, побледнела от страха как полотно и после посадки подошла и извинилась перед моим другом.

  3. Марат говорит:

    Отличный сайт. Оказался у вас случайно, искал информацию о том, что двигает самолет при рулении, вроде бы двигатели работают на минимуме, но толкают такую махину полную багажом, пассажирами и топливом. Как-то не верилось, что это делают основные двигатели. На счет аэрофобии: я думаю пилоты в первую очередь заинтересованы в том, чтобы не разбиться самим, а это играет в пользу пассажиров. Конечно, бывает такое, что они валяют дурака, как, например, в случае, когда командир экипажа передал штурвал своему сыну, который вывел самолет из режима автопилота, но это единичные случаи. На автомобильном транспорте такое случается каждый день, но эти случаи считаются обыденностью, потому не мусолятся СМИ, как это происходит в авиации. В последнее время летаю довольно таки часто, если считать вместе с перелетом на вертолете, то около 80 полетов за год, ни одного серьезного происшествия не было. Был единственный случай, когда шли на посадку во Внуково, ну очень уж быстро. Весь салон, включая детей, буквально замер, настолько стремительно было снижение. С чем это было связано, нам, разумеется, не сообщили, но, слава Богу, сели благополучно.

    • admin говорит:

      Со всем сказанным согласен абсолютно….

    • pasha говорит:

      Эти же двигатели эту же махину с багажом, пассажирами и топливом разгоняют за короткое время до немаленькой взлётной скорости, после чего, пусть и при помощи крыла, отрывают его от Земли и поднимают на высоту около 10км! Так что при рулении они, считай, «отдыхают»!

  4. Владимир говорит:

    Хочу сказать про алкоголь — как средство от фобий. Не важно каких. Когда-то я работал строителем. Был у меня наставник. Понятно, что стройка связана с высотой непосредственно. Так вот, наставник мой был асом в строительстве. Потом он «подсел на синьку», и в итоге спился. Мне довелось как то увидеть, как он шел по мосту. Пример сильнейшей боязни высоты! Так что лечить аэрофобию алкоголем нельзя. Синька разрушает нервную систему, и всякие фобии только усиливаются.

  5. юдин говорит:

    от судьбы не уйдешь-суждено так суждено,а бояться-не нужно,страх(ну то есть сильный стресс) жизнь сокращает еще быстрее.

  6. Борис говорит:

    Страдаю аэрофобией -весть полет вцепившись в ручки кресла в холодном поту. один из аспектов, что потерян контроль над ситуацией это точно.
    что смотришь на обшарпаную краску это тоже в точку. Озадаченный пилот -а как же?.репортажи смотреть «со слюнями» а как? ведь это так Неконтролируемо! хоть бы один маленький парашутик на всех)))-хоть какой нибудь шансик!! Люди почти случайно полетели (надо же разность давления?)и решили что вот она Авиация! мы летим ! но это же так самонадеянно поднять столько людей на куче вращающихся шестеренок.а потом искать черные ящики времен Штирлица (проволочный магнитофон) и долго долго его расшифровывать!Было дело один летчик испытатель (сорентировался)успел крикнуть почему самолет падает- начали исправлять- да полеты стали на 000,1 % безопастней
    сегодня пожно поставить к каждому подшипнику по камере и на земле иметь ПОЛНЫЙ аналог находящегося в воздухе «какимточудомлета»)и контролировать и улучшать до умопомрачения -пока не придется включать двигатели только чтобы посадить аппарат а если сломался думать как его достать висящих в воздухе людей:))это истерические мысли человека — паники

    • admin говорит:

      Написано очень хорошо… Просто здорово :)))… Но правильными из всего написанного являются только последние четыре слова… Насчет мыслей это Вы совершенно верно подметили. Что тут еще скажешь. Я считаю, что с этим надо бороться (особенно, если летать необходимо). От этих мыслей нужно, просто необходимо избавляться. Есть кое-что вот тут прямиком объясняющее Ваши панические мысли. Попробуйте…

  7. Александр говорит:

    из интервью, данного певцом Э.Хилем:
    — Что обычно желаете себе в день рождения?
    — В какой именно (улыбается)? Дело в том, что 47 лет назад в Колумбии я попал в жуткую катастрофу на самолете «Дуглас». Сначала мы летели над Кордельерами и хохмили: мол, что-то крыша у самолета протекает. Затем загорелся сигнал бедствия. А потом я выглянул в окно и увидел огонь на правом крыле. Когда стало ясно, что самолет вот-вот потерпит крушение, колумбийские пилоты в панике убежали из кабины и попрятались в туалете. А посадили «Дуглас» французские летчики, что совершенно случайно летели в этом же самолете в качестве обычных пассажиров.
    После посадки французы сказали нам: «Считайте, это второй ваш день рождения!» Все бы ничего, но все мы, одиннадцать советских артистов, на следующий день поседели…
    Михаил Садчиков
    Источник: rosbalt.ru — newsland.ru
    ————————————————-
    У нас подобных «пилотов»,вроде бы, не было…

    • admin говорит:

      Странно даже…. неужели насчет летчиков — это правда…. Ну насчет наших-то у меня сомнений нет :-)… Качество обучения (в последнее время) может и не у всех на уровне, но все с понятием и с головой…. Вообще всегда считал наших пилотов одними из лучших. «Революционные» перемены кое-что порушили, конечно, но надеюсь нагоним…..

  8. Александр говорит:

    Да, к сожалению состояние нашей авиации только поддерживает аэрофобию и последние события это наглядно доказывают.

  9. Людмила говорит:

    Отличная песня «Прованс».

  10. Ксения говорит:

    Очень полезная содержательная статья! У меня вроде нет аэрофобии, но летать сейчас стало страшновато, столько всяких катастроф

  11. Александр говорит:

    давно не летал на самолетах. я согласен, что опасности нас подстерегают всюду. у меня сосед домой с работы возвращался, ему сосулька на голову упала и он умер. автокатастрофы бывают намного чаще, чем падение самолетов, однако, никто из нас не боится ездить на автомобилях, автобусах и др. спасибо за подробный и хорошо написанный материал.

    • Илья говорит:

      в автомобильной или ж/д аварии, даже при самой ужасной, шанс выжить намного выше, чем при авиакатастрофе.А в воздухе, случись что — почти стопроцентная смерть.Вот и все объяснение аэрофобии.

      • Юрий говорит:

        Не согласен. Для того, чтобы у всех сидящих на борту не было шансов, нужно, чтобы самолет был, как говорится, «всмятку», с большой высоты и со скоростью. Но ведь и в автомобиле, когда он всмятку и со скоростью шансов нет практически. И при этом количество подобного рода случаев в авиации мизерно, тогда как в автотранспорте……!!!! нет слов :-)… Если в самолете «случись что», то практически всегда есть возможность (и время) избежать последствий или значительно их уменьшить, в автомобиле такой возможности, как и времени практически нет. А аэрофобия — это чистая психология, с действительностью, как выясняется, мало связанная….

  12. Евгения говорит:

    Аэрофобией не страдаю) За статью спасибо и отдельно спасибо за Елку)

  13. алексей говорит:

    Как специалист по аэрофобии, несколько примечаний к статьюе и комментариям к ней:

    1. Аэрофобия это действительно психическое расстройство. Не следует пытаться оправдать его «опасностью полетов». Полет на самолете, сегодня, гораздо безопаснее ходьбы по улице, это простая статистика. Хоть авиация и не абсолютно безопасна, но знаете ли вы хоть один абсолютно безопасный процесс?

    2. Рекомендую посмотреть лекцию о «реальности» рисков в авиации http://youtu.be/8ns9nMTLL5o

    3. Если у вас аэрофобия — обратитесь в специализированные структуры. при условии получения профессиональной помощи, аэрофобия устранима почти в 100% случаев. Вот пример того, как за 2 дня можно решить проблему страха перед полетом http://youtu.be/thsNZctWJbQ

    Желаю всем аэрофобам вернуть себе свободу передвижения и не ограничивать свою жизнь страхами.

    • admin говорит:

      Присоединяюсь к пожеланию. Спасибо Алексею за ценные рекомендации. Алексей Герваш — отличный специалист, мастер своего дела. Всем страдающим аэрофобией рекомендую.

  14. Светлана говорит:

    Ситуацию с аэрофобией, конечно, поддерживают СМИ. Нагнетают негативную информацию. Но Вы все очень подробно и понятно изложили! Информация исчерпывающая!

  15. Игорь говорит:

    Я в молодости работал с Я. Табачником, (аккордеонистом). Гастролируя, мы исколесили всю страну, он летать вообще отказывался, рассказывал, что страх перед полетами у него возник после того, как самолет «сел» на воду, в Ленинграде. Тогда закончилось все благополучно, но фобия жива:).

  16. Алла говорит:

    У меня есть знакомый, который просто слышать не может о самолетах. У него животный страх перед полетами. Покажу ему вашу статью.

  17. Спасибо. Статья очень интересная. Я раньше часто летал на самолетах. Но в последнее время мне не хочется этого делать. Страшновато стало. И если придется лететь, то придется себя пересиливать.

  18. Людмила говорит:

    Не знаю людей с аэрофобией, просто часто самолеты стали падать и поэтому, если есть возможность доехать, то уже не полетишь. Прошлым летом у нас упал самолет, у моей дочери все начальство погибло — летали в Москву по делам. Место падения прямо на трассе, с двух сторон оставлены остатки самолета и все завалено игрушками детскими.Когда такое видишь-лететь уже не хочется.

    • Кара говорит:

      Ещё одна «умница» спасибо за дополнительное гов88ще в головы боящихся! Ппц! Люди вы о чём думаете?.

  19. Игорь говорит:

    Любые фобии, это стрессовые ситуации, и даже более, причины повлекшие за собой смерть, принесенные из прошлых жизней.
    Для избавления от фобий необходима большая работа с опытным психотерапевтом.

  20. Любовь говорит:

    Сейчас большинство людей действительно боятся летать, потому что много катастроф происходит. Самолеты падают очень часто.

    • admin говорит:

      Тема безопасности на самом деле достаточно разнообразна. Обязательно скоро буду об этом писать в новой рубрике «Безопасность полетов». Заходите в гости :-)…

    • Кара говорит:

      Вот конкретно этот Ваш текст не помогает, а совсем даже наоборот.Наверно в этом и есть Ваша цель?

  21. Татьяна говорит:

    Интересная статья. Я согласна с Вами, что люди все разные и отношение к полетам тоже разные. Но надо понимать одно, что мы нигде ни от чего не застрахованы. Можно подскользнуться на мокром полу в ванной, упасть и стукнуться обо что-нибудь головой. Но ведь мы заходим туда ни один раз в день и не думаем об этом. Так что летайте на здоровье и не думайте о плохом! Чему быть — того не миновать!

    • admin говорит:

      Вот это правильно! Тем более, что ничего плохого нас не ожидает, только хорошее… Я точно знаю :-)…

  22. Александр говорит:

    Класс! Так здорово и весело написано. 🙂
    А про универсальное средство лечения — вообще шик! 😉

  23. Виктор Муратов говорит:

    Этого материала хватило бы на целый обучающий курс. Вы очень щедро делитесь своими знаниями.

  24. ТОП-Тренинг говорит:

    Очень обширный познавательный материал. И все же один пункт у меня вызывает сомнение, а именно: то, что аэрофобия возникает от малой осведомленности. Я склоняюсь к мысли, что любые виды фобий — это хорошо забытые психологические травмы. Тут уж как кому нравится — или из далекого детства (возможно даже внутриутробного периода), или из прошлой жизни. Уже есть немало исследований на эту тему.

    • admin говорит:

      Вполне вероятно, что Вы правы :-). Я думаю, что психологические травмы, о которых Вы говорите, это и есть та самая «благодатная почва». А уж что, как говорится, посеешь, тот и пожнешь… Про «условия посева и удобрения» я и писал :-)…

  25. Александр говорит:

    Все что касается авиации мне нравится. Сам не один год прослужил. Успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *