Су-34 — герой новостей.

Здравствуйте!

Су-34

Бомбардировщик СУ-34

Недавно, а точнее 13-го декабря в российских средствах массовой информации прозвучало сообщение о том, что российские ВВС получили четыре новых бомбардировщика СУ-34. Преподносилось это с  некоторой торжественностью, как событие внушительное и достойное внимания. Я сразу вспомнил, как мы в 1985 году получали на заводе (на том же, кстати Новосибирском  им. В.П. Чкалова) новенькие СУ-24МР. Остались мы тогда в безвестности :-). Никто нигде об этом не писал и не сообщал. Так что же это за зверь такой, этот СУ-34?

На самом деле это самолет семейства уже давно и хорошо известного СУ-27. Точнее говоря, это его глубокая модернизация. Внешние отличия, конечно, на лицо, но и сходство очевидное. Это,  можно сказать, невооруженным взглядом видно даже на простом фото.

Су-34

СУ-27 и СУ-34. Сравнивайте...

Такой подход, на мой взгляд, совершенно оправдан. В конструкции 27-го заложен большой потенциал и, конечно же, его надо использовать до конца. Но это уже далеко не истребитель, и изначально он разрабатывался как ударный самолет для работы по наземным целям. И назывался он в процессе разработки по-разному. Вначале это был СУ-27ИБ, то есть истребитель-бомбардировщик, потом в начале 90-х при подготовке Новосибирского завода к серийному выпуску он получил название СУ-34, а летом 1994 года, когда его впервые показали на международном авиакосмическом салоне  в Ле Бурже под  Парижем он имел название СУ-32ФН. Точнее SU-32FN, что означает Fighter Navy – морской истребитель. Уже тогда его стремились продвигать на международном рынке вооружения.

СУ-34

СУ-34. Взлет.

Самолет безусловно  отличный. На данный момент у него аналогов в мире нет. Он создавался, как перспективная машина нового поколения для замены истребителей- бомбардировщиков МИГ-27 и СУ-17 и бомбардировщика СУ-24 (ныне основного фронтового бомбардировщика ВВС). Су-34 специально оптимизирован для действий на малых высотах, чтобы быть недосягаемым для «интеллектуальных» средств ПВО и истребителей противника. При этом он становится желанной целью для малокалиберной зенитной артиллерии (МЗА) и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК, все наверное слышали слово «Стингер» :-)). Поэтому была значительно усилена  защита конструкции и агрегатов. Специальная броня защищает двигатели и главный топливный бак. А кабина экипажа вообще выполнена в виде броневой титановой капсулы. Общий вес бронезащиты достигает 1480 кг. На предшественнике СУ-27 в этом плане уже была неплохая защита и теперь в общем комплексе выживаемость Су-34 значительно повысилась.

Су-34

СУ-34 на МАКС 2009.

Обязательно надо сказать, что самолет имеет пониженную ЭПР. ЭПР – это эффективная площадь рассеивания (радиолокационного сигнала). То есть радиолокатору, чтобы обнаружить самолет, надо уловить отраженный от него сигнал и чем этот сигнал сильнее, тем самолет заметнее и больше вероятность его уничтожить. Это уже из разряда технологий «Стелс». ЭПР для эффективности ударного самолета надо снижать. Это достаточно успешно сделано и на СУ-34.  Бомбардировщик имеет интегральную компоновочную схему (это «семейная»  черта Су-27), т.е когда фюзеляж и крыло плавно переходят друг в друга ( я уже упоминал об этом здесь, когда фюзеляж в чистом классическом виде не выделить :-)). Кроме того обтекатель самолетной антенны радиолокатора сильно сплюснут, нет уже того клюва, как на 27-ом. Надо сказать, что обтекатель (наряду с воздухозаборниками) вносит большую долю в формирование ЭПР. В конструкции применяется много радиопоглощающих материалов. Все это значительно снижает ЭПР СУ-34-го.

Су-34

СУ-34. Руление.

Экипаж самолета состоит из двух человек, летчика и штурмана-оператора. Они сидят бок-о-бок рядышком, как в СУ-24. И так же, как в СУ-24 управление спаренное, т.е. штурман может тоже управлять самолетом. Правда теоретически :-). На самом деле (по моему  опыту работы на СУ-24) они этого не умеют. Но в аварийных обстоятельствах и в боевых условиях это, конечно, очень ценно и повышает боевую живучесть.

СУ-34

Кабина СУ-34.

Кабина удобная и достаточно просторная и вообще условия работы экипажа значительно улучшены. Во время полета летчики могут отстегнуться и встать в полный рост. На борту есть термос, бортовая аптечка, устройство для разогрева пищи и даже туалет. Звучит все это быть может несколько забавно, но на самом деле все это достаточно важные вещи. Су-34 – полноценный бомбардировщик. Более того его дальность (за счет дополнительных топливных баков) по сравнению с его предшественником СУ-24 возросла вдвое, а при выполнении определенных задач даже втрое. Он может выполнять задания на расстояниях более 2 тысяч км без дозаправки в воздухе. А ведь на СУ-34 предусмотрена  еще и дозаправка. Длительные многочасовые перелеты – это большая нагрузка для экипажа, снижающая его работоспособность, а значит и результат работы. Эта проблема существует для всех дальних полетов, как у нас, так и в зарубежных ВВС. Так что такие «удобства» — большой плюс.

Самолет, естественно, имеет новый мощный комплекс авиационного радиоэлектронного оборудования,  позволяющий эффективно выполнять все боевые задачи. Это было на практике показано, когда Су-34 был применен при боевых действиях  во время российско-грузинского конфликта в 2008 году. Тогда была уничтожена грузинская РЛС 36Д6-М возле города Гори, которую другими средствами достать было нельзя.

СУ-34

Эффектный пуск ракет.

Вобщем все это звучит очень неплохо, однако  придется сказать и о грустном. Хороший самолет, эффектная и эффективная машина. Но есть одно «но»… Нет ее пока в войсках. Разработка ее шла достаточно долго. Первые работы начались летом 1986 года и только в сентябре этого, 2011-го завершились государственные сдаточные испытания и было принято постановление о принятии на вооружение (25 лет!). Работы часто замедлялись, приостанавливались, менялась концепция и направление работ. Самолет был сначала истребителем-бомбардировщиком, потом штурмовиком и, наконец, окончательно стал бомбардировщиком. Только в Начале 2000-х дело  значительно ускорилось и вот теперь, наконец, есть первое известие о том, что строевая часть получила четыре самолета. Всего четыре самолета! Если учесть, что обычная эскадрилья в трехэскадрильском бомбардировочном полку имеет 12-15 самолетов и полков этих нужно для нормальной обороноспособности иметь не 3  и не 5, то я не знаю насколько затянется перевооружение российских ВВС. А если еще, не дай бог, очередная корректировка в планах, какое-нибудь недофинансирование (Су-34, ведь стоит около 1 млрд. рублей) и еще какая неожиданность, которых полно… Вобщем, информация к размышлению. До сегодняшнего дня было выпущено всего порядка 16 самолетов. Но это включая прототипы, предсерийные образцы для испытаний и самолеты, находящиеся в Липецком учебном центре боевого применения. То есть в обычную  строевую  часть СУ-34 начал поступать только с 13-го декабря этого года. Программа  перевооружения вооруженных сил предусматривает его  полное завершение  до 2020 года. Не знаю… Не очень веселая пока картина.

Тем не менее все же хочется верить в лучшее. У нас очень хорошие талантливые конструктора, отличный научный и производственный потенциал, опытные (пока еще!) летчики. Я надеюсь, что все это будет только развиваться и наши самолеты будут всегда лучшими в мире :-).

В заключение предлагаю вам видео. Там этот замечательный самолет и его отличные качества и характеристики очень хорошо показаны.

Фотографии кликабельны.

{lang: 'ru'}

No related posts.

This entry was posted in МИР АВИАЦИИ, САМОЛЕТ and tagged , . Bookmark the permalink.

43 Комментариев: Су-34 — герой новостей.

  1. Руслан говорит:

    На СУ-34 перед крылом установлены две маленькие управляемые плоскости, они как то против логики действуют. Или мне одному так кажется.

    • admin говорит:

      Логика там конечно есть, просто для глаза она может быть сразу и не заметна. ПГО (переднее горизонтальное оперение) работает в комплексе с автоматической цифровой системой управления. Позволяет маневрировать на малых скоростях и больших углах атаки, обеспечивая гашение колебаний самолета в плоскости тангажа.

  2. арслан говорит:

    сколько раз видел амер f15 f16 f 18 Apach вертолетов хваленных,но таких красивых машин и умниц конструкторов,как россииских- нет нигде в мире.видел миражей тоже разрекламированных-фуфель попростому.наши машины лучшие в мире

  3. Александр говорит:

    Несколько вопросов к admin:
    1. А можно Вас попросить все таки по конкретнее рассказать о лучших возможностях су-34 в сравнении с су-35 в качестве ф. бомбардировщика не входящего в зону ПВО противника и су-39 в качестве штурмовика непосредственно соприкасающимся с войсками, ПВО противника?
    2. Разве войны за последние 20 лет не показали на практике что нужно, а что не нужно? Разве не сделаны выводы в 2008 году, когда потери среди су-25 в зоне действия Грузинского ПВО, были самыми большими?
    На мой взгляд с появлением ПЗРК, различных зенитных ракетных комплексов (таких как например тор м2) и т.д., применять ВВС непосредственно в зоне их возможного действия это — самоубийство! Это не работает, если конечно не жаль людей (причем лучших, очень дорогих людей — пилотов, их сейчас и так мало), дорогих машин, а главное и то, только если враг маленький и количество своих потерь рано или поздно все равно дадут положительный эффект.
    К тем более 2-х местный сверх дорогой в сравнении с су-25, су-34.
    3. Вы посмотрите как проводят наступательные операции НАТО (США), что зачем следует. Да в армии США тоже много проблем и не такая она может всемогущая, как себя рекламирует, но все же тут поучиться надо бы.
    А свои боевые учения на что? для галочки что ль? Типо по заранее спланированный безупречной диспозиции вылетел су-34 к цели и в нужный момент, точно по графику на нес удар, молодец, пилот — герой, самолет не имеет аналогов в мире, «все хорошо прекрасная маркиза».
    4. Вы утверждаете, значит за этим должна следовать какая-то аргументация. Вот хотелось бы ее подробно от Вас услышать!
    с уважением Александр!

  4. Александр говорит:

    Да, на добавочку. Практических примеров подтверждающих мною сказанного на самом деле много. Да вот хотя бы «Принуждение Грузии к миру» в 2008 г. Какие же катастрофические огромные потери понесли ВВС России. А все из-за того, что пытались воевать по концепции 70-80 годов. А это уже никак не годиться. Вы только представьте, какие потери были бы при такой концепции войны, если бы не вместо Грузии была США, КНР, ну хотя бы Турция или Япония. Да, даже страшно подумать. И как всегда у нас в истории было, компенсация таких просчетов — огромное количество жертв, для кого то пушечного мяса.
    Вспомним трагическую дату 22.06.1941 года!

    • admin говорит:

      Ну, насчет катастрофических я не согласен. Скорее досадных… О причинах опять же рассуждать не берусь, потому что «проверенным» не верю (и уж тем более СМИ), а могу только предполагать. А насчет просчетов — это да…. Без них у нас никак…. И в традиции жертв не считать, к сожалению. Лишь бы была победа, а как она достигнута — не очень важно…..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *