Здравствуйте!
Сегодня темой будут совсем необычные летательные аппараты, на которые лучше смотреть, чем о них говорить. Однако, совсем без слов все же не обойтись. Итак турболет. Такое название появилось в Советском Союзе, и оно как нельзя лучше подходит к этим, мягко говоря :-), странным … летающим машинам.
Вторая половина пятидесятых годов стала эрой все более ускоряющегося развития реактивной авиации. Появлялись типы самолетов, имеющих не только обновленную конструкцию, но и новый, необычный принцип взлета. Конструкторы вплотную занялись разработкой самолетов, которые бы могли, имея турбореактивный двигатель, не только быстро и высоко летать, но и при этом взлетать с небольших площадок с малым разбегом, а то и вовсе без него, то есть вертикально. Ведь известно, что скоростные и высотные самолеты обычно требуют для взлета и посадки достаточно протяженные взлетно-посадочные полосы (ВПП), что может отрицательно влиять на их боевые возможности.
Кроме того в этот же период времени человечество уже вплотную подобралось к началу научного освоения космоса. И нужно было готовиться к тому, что летательные аппараты, созданные руками человека должны будут осваивать безвоздушное пространство, садиться на Луну и другие не менее заманчивые планеты :-).
Любые технические научные исследования, чаще всего, логически завершаются созданием экспериментального образца техники, который проходит всесторонние испытания для подтверждения правильности теоретических расчетов. Именно таким аппаратом и стал, созданный в СССР в 1955 году турболет.
По виду это очень странная машина. Если не знать, что он летает, никогда об этом не подумаешь. У него нет ни крыла, ни хвостового оперения. Только установленный вертикально турбореактивный двигатель РД-9БП (ранее использовался РД-45, такой как на истребителе МИГ-15), коробка кабины пилота, топливные баки (2 штуки), да куча ферменных конструкций. Этот аппарат поднимался и держался в воздухе за счет реактивной струи двигателя. Управлялся с помощью газовых рулей (струй, выходящих из специальных сопел), расположенных на вынесенных фермах конструкции, а также специальных рулей, которые находились в сопле двигателя (это что-то типа плоских пластин, отклоняющих реактивную струю в ту или иную сторону). Двигатель имел тягу 2835 кг, а сам аппарат весил 2340 кг.
Турболет испытывался знаменитым летчиком-испытателем Юрием Александровичем Гарнаевым, исключительным профессионалом и человеком высокого мужества (в следующем ролике показан именно он). Испытательные полеты были очень опасны. Турболет не обладал большой устойчивостью , вероятность опрокидывания была достаточно высока. И в случае отказа двигателя аппарат превращался в обычный кусок железа, летать который, как известно, склонен только вниз и очень быстро :-).
В 1958 году турболет был показан на авиационном празднике в Тушино. Эффект, сами понимаете, был грандиозным (вот уж завидую тем, кто это видел :-)). Аппарат прошел всю программу испытаний практически безупречно и сейчас хранится в авиационном музее в Монино. А весь неоценимый научно-технический материал, собранный в процессе испытаний в дальнейшем был использован при создании первого советского экспериментального самолета вертикального взлета и посадки (СВВП) ЯК-36, а в дальнейшем и первого серийного СВВП ЯК-38. Это был наш первый морской штурмовик, базировавшийся на авианесущих крейсерах типа «Киев», «Минск».
Однако! Встает закономерный вопрос… А причем же здесь мебель? Все очень просто. Турболет, ну совсем никак не походивший на «что-нибудь летающее» получил несколько прозвищ, и все они «мебельного характера». В испытательской среде его звали «летающей табуреткой», корресподенты назвали «летающим столом». Существовало и название «летающая этажерка».
Но интересно то, что у турболета был, так сказать, собрат по мебельным наклонностям. Это английский летательный аппарат очень похожей конструкции, построенный в 1954 году с целью исследований по программе СВВП Харриер. Назывался он Flying Bedstead, что вполне можно перевести на русский, как «летающая кровать».
Этот аппарат был оснащен двумя двигателями Rolls-Royce Nene turbojet тягой по 1840 кг. А сам весил 3400 кг. То есть запас по тяге для того, чтобы удержаться в воздухе у него был всего 280 кг. Аппарат оказался очень ненадежным. Оба построенных экземпляра по очереди потерпели аварию. В одной их них погиб пилот. В дальнейшем конструкторы при разработке истребителя Харриер (со всеми его модификациями) отказались от принципа подъемной системы, примененной на Flying Bedstead.
Еще один «турболет» появился позже у американцев в 1964 году, когда они в плотную занялись своей лунной программой. Но похоже этот аппарат уже не удостоился чести оказаться какой-нибудь табуреткой или кроватью :-). По крайней мере мне об этом ничего не известно :-).
Вот такие бывают интересности в нашей авиационной истории. Их, на самом деле, достаточно много и каждая следующая увлекательнее предыдущей :-). Постараемся же о них узнать как можно больше :-)…
Фотографии кликабельны.
В фильме Крылья России есть про это же турболет
Интересно!
Видео про турболёт заблокировано 🙁
Замуровали, демоны!
Поставил вместо того, что было два других, лучших, кстати, по качеству :-). Сколько он и продержатся не знаю, будем надеяться, что долго :-)…
Спасибо! Интересно!
В детстве у меня была книга (и сейчас где-то лежит 🙂 —
«От самолёта к орбитальному комплексу», Гильберг Лев Абрамович, (нашёл сейчас рабочую ссылку: http://bookzz.org/book/2165608/5e0383 ) — многие авиационные темы неплохо описаны!
Спасибо, Юрий! Статья интересная, даже для человека искушенного. А про Юрия Гарнаева говорили, что он мог летать на чем угодно — даже на деревянной табуретке! 🙂
Да, это так :-)… Замечательный был… даже наверное просто слово летчик здесь не подходит. Должно быть какое-то более значимое определение…
А почему нет никакой информации о конструкторе- Араме Рафаелянце?
:-)… Потому что статья немножко не той направленности… Хотя, быть может, и следовало упомянуть о создателе. Пожалуй внесу некоторые изменения на этот счет. Спасибо!
как почему -этот парень рафаэлянц работал в конторе поликарпова и практически это его самолеты -а поликарпов организатор …ох как это тошно знать некоторым контрацептивам …они любят писать о том что микоян отобрал что то у поликарпова ..-какие то этажерки -но не любят говорить о том что микоян придумал треугольное крыло -лично придумал —что луноход сделал не какой то бабакин а кеймурджян -что засекречен был почему то кочарянц а не (великие) организаторы науки сахаров иоффе курчатов и прочая братия …так же им не приятно слушать что совремнный алфавит изобрели финикийцы -потомков которых сейчас уничтожают в ливане и сирии что катюшу создал немец лангемак …и многое другое -лучше тихо промолчать а то и с пеной у рта доказывать что все это ложь ))))
Посадка Юрия Гарнаева, нашего лётчика-испытателя, прямо скажу ( конечно,с точки зрения непрофессионала) напоминает какую-то нетипичную для лётчиков позу. Наверное, и ему неудобно сидеть с поднятыми вверх ногами. Но, самое главное: цель достигнута и аппарат ЛЕТИТ!!!
Как-то сам об этом даже не задумывался :-). Тут он даже не совсем летчик…. «Турболетчик» :-)… Обязательно этот вопрос исследую…
Турболет в музее Монино похож на кучу всяких непонятных вещей собранных вместе и невозможно представить, что эта конструкция может летать. Это все равно, что избушка на куриных ножках вдруг полетит.
Интересно, как себя чувствуют самолеты на авиалайнере в шторм или они все улетают?
Вы видимо имели ввиду авианосный корабль…. Нормально они себя чувствуют :-). Не всяким штормом еще такую громаду, как авианосец раскачаешь, к тому же есть специальные механизмы стабилизации движения у него. Кроме того большая часть самолетов опускается на лифтах под палубу…
Интересная статья, о такой технике раньше не слышал.
До чего дошла мысль человеческая! Сколько всего изобретено полезного, удобного и интересного.
Да, уж, аппаратики! Многие, действительно, как предметы мебели!
Как всегда Юрий, много интересной и познавательной информации. Спасибо
Я так понимаю, что турболеты и сегодня используют некоторые страны. Вид, конечно у них не элегантный, но в определенных условиях, это выход из затруднительных ситуаций, которые не в состоянии решить самолетами.
На самом деле все не так просто :-). Турболет — аппарат экспериментальный и применялись такие аппараты именно с экспериментальными целями. Сейчас появились так сказать практические разработки, но пока это только разработки…
Спасибо за интереснейшую статью!
Никогда не слышала о турболете. Очень интересная информация. Спасибо.
Ну, надо же, какие-то конструкторы и те летают.
Ждем ещё таких же интересных статей.
«Летающая кровать» это, конечно, что-то))) Удивительно, как эту штуковину вообще удавалось поднять в воздух…
Летающая «табуретка» — оригинальное прозвище. Очень интересная информация про турболет.
Забавное творение 🙂
Хотя вертикальный взлет как-то не прижился в наших ВО.
Да, к сожалению так и есть. Хотя перспективных разработок хватает. Но проблем в нашей авиации похоже и без этого хватает…
Спасибо. Очень познавательно. Никогда подобного не встречал.
Мой муж работает на РСК «МИГ» и постоянно рассказывает о самолетах, думаю Ваш сайт будет для него интересен.
Очень интересно, такого я еще не видела
как сложно, но как интересно!
Очень интересная статья. Я впервые вижу турболет.