«Боюсь летать» или что такое аэрофобия.

Наряду с другими

Здравствуйте, друзья!

Боюсь летать или аэрофобияНесмотря на все свои восторженные речи о красоте полета и незабываемых ощущениях, сам я прекрасно понимаю, что все люди  разные и среди них  обязательно будут такие (в том числе и среди моих читателей :-)), которых мои слова не убедят. От них я скорей всего буду слышать, что-то типа : «Все это интересно, но все равно я боюсь летать на самолете.» И есть достаточное количество людей по миру, которые боятся полетов просто панически. Это при том, что интенсивность современной жизни достаточно высока, и тенденций к ее замедлению не наблюдается. Авиационный транспорт сочетает в себе удобство и быстроту и без него сейчас просто не обойтись. С ростом интенсивности авиационного сообщения все более актуальным для некоторых людей становится проблема боязни полетов. Это явление даже с некоторых пор получило свое собственное название — аэрофобия.

Откуда она возникла? Скажу свое мнение  опираясь на практику довольно интенсивных полетов еще с детства в качестве пассажира как в гражданской, так и в военной авиации. Помню летел в 1994 году рейсом Рига-Тель-Авив, и меня очень удивили аплодисменты пассажиров после посадки. Я тогда их услышал в первый раз и сначала решил, что люди так радуются своему прибытию на Святую Землю. Ан нет! Это была радость по поводу благополучной посадки. А раз радовались, значит допускали и другое, противоположное… А почему собственно? Нужно ли было это делать?

Я сам слово «аэрофобия» услышал лет, наверное 10 назад. А людей, явно боящихся лететь за свою жизнь не видел вообще. Повезло, наверное :-)… Или скорей всего потому, что в последнее время редко летаю. Именно в последнее время, потому что во времена Советского Союза с этим мало кто сталкивался и вообще мало кто слышал о такой проблеме.

Во-первых сама интенсивность воздушного движения стала выше. А чем больше полетов, тем больше происшествий, это понятно. Хотя надежность авиационной техники ничуть не уменьшается, а как раз наоборот. А во-вторых тогда не было таких СМИ и такого интернета, как сейчас… Ведь в погоне за рейтингом, зрителями и трафиком они могут себе позволить многое…

Люди, как я уже говорил, все  разные. Состояние здоровья у всех разное ( в том числе и состояние нервной системы :-)). Психологическая восприимчивость тоже у всех разная, да и просто типы характеров и воспитание непохожи один на другой. В наш сумасшедший век у многих есть своя слабина, которая вполне может оказаться благодатной почвой для возникновения аэрофобии.

Ведь, вот, вы посмотрите, что происходит, если где-то по стране (или даже по миру) происходит  какое-либо летное происшествие. Каждый телеканал, многие радиостанции, я уже не говорю про интернет, считают своим долгом написать об этом. При том все стараются описать происходящее я бы сказал поагрессивнее. Ну, а если еще и люди погибли, то пиши пропало…

Событие  «обсасывается» со всех сторон, сообщения многократно повторяются с прибавлением всевозможных, непонятно откуда взятых жутких подробностей, и, что самое интересное, частенько сразу высказываются уже готовые версии причин происшедшего (причем люди компетентные как раз-то их еще не знают, потому что это обычно предмет небыстрого расследования, а у журналистов они уже на языке :-)). Иной раз слушаешь этот бред и диву даешься… В каком больном мозгу могло такое родиться!

И вот представьте себе впечатлительного человека, которого самолеты, и вообще авиация, интересовали всегда лишь в плане стоимости билетов. Он понятия не имеет, отчего же эта железная дура держится в воздухе. На него со всех сторон сыплются новости одна наворочаней другой: «Самолеты старые, падают через раз! Летчики халатные, необученные и пьяные! Топливо некачественное!» И так далее. И попадают эти новости, судя по всему, на благодатную психологическую почву, постепенно формируя подсознательный страх к полетам. «А если вдруг и я тоже попаду  на такой нехороший самолет?»

Однако летать-то все равно надо. Этого требует работа и другие всевозможные жизненные обстоятельства. И, вот, этот человек, «соответствующим образом подготовленный», проходит на посадку в самолет и тут же начинает получать (как он думает :-)) подтверждения всем своим страхам.

«Краска на самолете чего-то облупилась, да и сам он грязный какой-то. Наверное старый уже совсем. Ой как двигатели взвыли! А теперь совсем тихо заработали, сломалось что ли что-то? А что это командир по салону идет с таким озабоченным лицом? Ну все! Что-то произошло!…» Сидит бедный, зажатый в кресле между бортом и своим соседом и проклинает тот час, когда он решился сесть в этот самолет.

Смеха ради и в виде отступления :-)… Мне на ум приходит известная песня Елки «Прованс» (мне кстати очень нравится и клип классный). Обратите внимание на припев.

Она еще за день до полета думает о том, как же они будут взлетать и садиться :-). Послушайте! Это же типичная песня аэрофоба :-). Сама эффектная Елка, правда, на него ничуть непохожа :-)…

Если серьезно, то ведь именно так ведет себя человек, страдающий аэрофобией. Он отличается повышенным (иной раз до нельзя) вниманием ко всем летным происшествиям. И чем страшнее, тем больше они его привлекают. Полет он начинает тревожно переживать заранее, иной раз за несколько дней. Если все-таки отваживается сесть в самолет, то в течение всего полета постоянно ищет что-то тревожное либо в действиях экипажа, либо в звуках работающих двигателей, либо в эволюциях самолета. И, поверьте, находит… Для себя, конечно :-)… Тем более, что зачастую на него никто не обращает внимания, и он находится наедине со своими мыслями…

Аэрофобия — это, конечно, болезнь, точнее психологическое расстройство. Человек, говоря « я боюсь летать на самолете» не просто боится. Он боится убежденно. Ведь рядом с ним сидят люди, которым все ни почем, а он, тем не менее в страхе.

Существуют еще и  и другие достаточно известные фобии. Это боязнь высоты – акрофобия и боязнь замкнутого пространства – клаустрофобия. Они к полетам вобщем-то непосредственно не относятся, но в данной ситуации могут только усиливать эффект аэрофобии. Ведь самолет – это «идеальное» 🙂 замкнутое пространство и высота тоже дай бог.

Хотя по поводу высоты можно и поспорить. На мой взгляд это не всегда бывает «та высота». Моя мама, например, всегда боялась стоять на балконе нашего пятого этажа и переходить через железнодорожные пути по виадуку (были в советское время такие металлические хлипкие мосты). Очень было высоко для нее. Зато, летая на самолете с Дальнего Востока в Москву,  всегда любовалась видами земли через иллюминатор. И никакого страха. Вот так…

Один из основных источников аэрофобии человека – это, конечно, очень малая информированность. Обычно у него нет практически никакой правильной (это слово очень важно!) информации ни о самолете, ни о полете, который он совершает. Очень многих угнетает так называемая потеря контроля над собой. Ведь он вроде как доверяет себя другому человеку (пилоту) и никак не может повлиять на ситуацию, не может ее контролировать. Ему кажется, что находясь на твердой земле, он с этим всегда справится. Но это тоже очень спорный вопрос!

Итак аэрофобия существует и, как понятие, уже достаточно прочно вошла в нашу жизнь. Считается, что каждый шестой летающий человек так или иначе подвержен этой фобии. Как же с ней бороться? Так как это психологическое расстройство, то и занимается его лечением психолог. За рубежом этой проблемой озаботились порядка 25-ти лет назад. Во многих развитых странах существует сеть специальных центров в крупных аэропортах и авиакомпаниях, оснащенных к тому же специальной тренажерной техникой. В России этот процесс тоже движется (как всегда не так быстро :-)) и существуют уже методики лечения аэрофобии. Один из примеров неплохо показан в ролике.

А главный ( и, вобщем-то, единственный :-)) Центр по лечению аэрофобии находится в Москве. Называется он «Летаем без страха» и возглавляет его Алексей Герваш, пилот пассажирского Boeing-737 и практикующий психолог. Лечение по методикам этого центра уже зарекомендовало себя с очень хорошей стороны. Считается, что 98% случаев аэрофобии излечимы. Подробнее об этом центре и его методиках написано здесь.

Не все, однако, хотят общаться с психологом. Некоторые просто не могут до него доехать. Далековато бывает 🙂 (хотя на этот счет Центр «Летаем без страха» имеет свой вариант решения проблемы и об этом тоже здесь).

Что делают в таком случае? Как всегда в России универсальное средство – алкоголь :-). Но это совсем не выход. Во-первых действие его сиюминутно (только на один полет), во-вторых малоэффективно. Или уже надо упиться до умопомрачения. Вопрос: надо ли это? А для тех, кому помогает существует такая очень важная деталь. Человек, имеющий обыкновение напиваться перед полетом из страха перед ним, рискует никогда от этого страха не избавиться. Потому что это уже не терапия получается. Вырабатывается такая своеобразная цепочка фобия-алкоголь-кайф. Человеческая натура очень быстро привыкает к кайфам и потом от от этой цепи освободиться будет сложно…

Существует еще одна народная рекомендация, гораздо более безобидная. Некоторые люди применяют средства от укачивания, например Драмина или Аэрон (в меньшей степени). Они кроме борьбы с укачиванием еще и вызывают сонливость, что благотворно влияет на психологическое состояние человека в течение полета.

Итак, что в итоге… Как известно, 100%-ную гарантию безопасности нашей с вами жизни может дать только Господь Бог (хотя и он от этого обычно воздерживается :-)). И тем не менее скажу уже ставшую чуть ли не банальной фразу: авиация по статистике самый безопасный вид транспорта, и шансов утонуть в собственной ванне у любого человека гораздо больше, чем попасть в авиакатастрофу (об это я обязательно подробно расскажу в новой рубрике «безопасность полетов» :-)).

Летать люди все равно будут, никуда от этого не деться. И чтобы избавиться от потребности говорить «я боюсь летать на самолете» нужно:

1) При острой необходимости пользоваться услугами психолога. Аэрофобия – это все же болезнь, а любую болезнь надо лечить.

2) Уделять внимание самообразованию. Больше интересуйтесь авиацией, повышайте «авиаграмотность»  если уж пользуетесь ее услугами. Только не надо ограничиваться единственно изучением фотографий авиакатастроф :-). Авиация – это красота, мощь и на самом деле море удовольствия. Надо только нацелить себя на получение этого удовольствия. Для этого, кстати, существуют аэроклубы. Парашют, параплан, легкий самолет в конце концов. Все это для положительных эмоций, честное слово :-).

3) Пункт третий  уже не для нас с вами, а для авиакомпаний. Это отношение к пассажиру. Он должен быть встречен, проинформирован и обласкан как говорится от посадки до высадки. Тогда он не будет оставаться наедине со своими страхами и фобиями.

Аэрофобия преодолима. Все свои страхи вполне можно переделать в удовольствия. Это хорошо, на мой взгляд, показано в ролике одного из выпусков известного телевизионного проекта «Авиаторы», посвященного аэрофобии. Ролик не короткий (27 мин), но как всегда в «Авиаторах» интересный. Увлекательного просмотра и до следующих встреч :-).

This entry was posted in АЭРОФОБИЯ И ДРУГИЕ НЕПРИЯТНОСТИ and tagged . Bookmark the permalink.

51 Комментариев: «Боюсь летать» или что такое аэрофобия.

  1. Ирина говорит:

    Я тоже боюсь летать, но основной причиной этого является человеческий фактор. И как бы ни была безопасна конструкция самолета, его «напичканность» (так назову) всякими супер-устройствами, но садит его человек, убирается в нем человек, чистит от обледенения тоже человек и т.д. То есть много можно допустить ошибок при этом, чтобы случилось непоправимое. И только статистика, говорящая о частоте катастроф, немного успокаивает. Да и самолет строит тоже человек. Как бы ни была совершенна система — исключения тоже бывают и как успокоить себя, что именно твой рейс не будет этим исключением.

  2. Сергей говорит:

    Боюсь летать. Трудно сказать почему. Наверное потому, что это всё-таки опасно, и всегда было опасно. Почему именно такой опасности я уделяю внимание, когда существует масса других, вопрос спорный. Если меня долго будет уговаривать психолог — не бойся, бояться я вряд ли перестану. Но в случае особой необходимости конечно как и все сажусь на самолёт, а во время полёта каждый раз уговариваю сам себя, что это «в последний раз». К счастью, никакой раз не стал для меня последним. Но для одного из самолётов, на которых я уже летал, его последний раз настал. Самое интересное, что в данный момент занимаюсь разработкой авиатехники 🙂 Понимаю, что относиться к делу нужно серьёзно, но понимаю и то, что сколько бы мы ни исправляли ошибок, мы всегда сделаем их ещё, и сколько бы мы их ни исправили уже, их всегда останется ещё много. К счастью, жизнь устроена так, что подавляющее большинство ошибок быстро находится при испытаниях, а остальные являются слишком несущественными. Может поэтому, как раз имея какую-то информацию, я знаю чего боюсь. Я это к тому, что информированность зачастую не не может устранить аэрофобию.

    • Юрий говорит:

      Вы правы по-своему, конечно Лично знал летчика, который боялся летать. Правда этот страх пришел к нему уже на закате летной карьеры. Он считал дни до пенсии — долетал благополучно. Видимо очень многое зависит от самого человека, его психики и окружающих условий жизни. Кому-то лишние знания помогают, а кому-то вполне вероятно и нет…

  3. Anna_Irkutsk говорит:

    Здравствуйте, Юрий!
    Большое спасибо за Ваш сайт; осень радует то, что специалисты авиации грамотно и обоснованно говорят о проблемах аэрофобии (и вообще обо всем, что связано с полетами)!
    Весной 2012 г. была в командировке в Риге, туда и обратно добиралась поездом из Иркутска (4 дня в одну сторону) 🙁
    Летом собираемся опять в Ригу уже в отпуск, семья ехать поездом категорически отказалась, и Ваш сайт очень помог сделать первый шаг к преодолению страха!

    • admin говорит:

      Не за что :-)… Да уж, от Иркутска далековато до Риги и тратить столько времени только на дорогу не всегда разумно. Надеюсь, что Ваши страхи будут полностью преодолены (а может их уже и нет :-)…) и Вы будете летать с удовольствием. Оно того стоит, это точно :-)… Удачной Вам поездки! Рига уже преобразилась после зимы и ждет Вас :-)…

  4. Ирина говорит:

    Боюсь безумно летать с сознательного возраста. Одна из причин: не знание. Есть понимание как ездит машина технически и практически, а вот как самолет нет. С частотой полетов стала понимать: вот шасси выпустили, вот снижаемся …., но от этого сильно легче не становится. Представляю, что еду в икарусе по трассе (согласитесь и кочки, и гул, и потрясывания) Вторая причина: страх не за себя, а за то как будет тяжело детям, мужу, маме, папе без меня. Как это подорвет их дух. А во всем причина: мое желание поваляться на пляже.
    Вот и завтра лететь, потрясывает ……

    • admin говорит:

      Раз летать не бросаете, значит не все так плохо :-)… Завтра уже летите, поэтому предпринимать что-либо уже поздно. А вообще может вам с психологом пообщаться? Только со специалистом в этой области, типа того, о котором у меня на сайте написано.
      Ну, а в целом могу сказать, что все у Вас будет хорошо :-), ничего плохого ни в коем случае не произойдет. И причина Ваша для путешествия очень даже уважительная. Для этого вполне стоит перебороть себя и постараться выкинуть мнимые страхи за борт :-)….

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *