Элементы конструкции самолета.

Привет!

элементы конструкции самолета

Вот это для удовольствия... Су-26

Это небольшая  статья о том, что вобщем-то все кажется видели, но не все себе это представляют.

И для того, чтобы двигаться дальше, нужно определиться, как всегда, в моих любимых понятиях.

Что такое самолет вообще? Это летательный аппарат, предназначеный для перемещения различных грузов и людей по воздуху. Определение примитивное, но верное. Все самолеты, как бы романтично они не выглядели,  создаются для работы. И только спортивная авиация существует  исключительно для полета. Да еще какого полета :-)!

Что же помогает самолету испонять свое предназначение. Что делает самолет самолетом. Назовем основные элементы конструкции самолета: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, взлетно-посадочное устройство.

элементы конструкции самолета

Элементы конструкции и органы управления

Отдельно можно еще выделить силовую установку, то есть двигатели и винты ( если самолет винтовой). Первые четыре  элемента обычно объединяют в один узел, называемый в авиации планер. Стоит заметить, что все вышеперечисленное относится к так называемой классической компоновочной схеме.  Ведь на самом деле этих схем несколько. В других схемах некоторых элементов может не быть. Об этом  мы еще обязательно поговорим  в других статьях, а пока  уделим внимание самой простой и распространенной,  классической схеме.

Фюзеляж. Это, так сказать, основа самолета. Он как бы собирает в единое целое все остальные элементы конструкции самолета и является вместилищем авиационного оборудования (авионика) и полезной нагрузки… Полезная нагрузка – это, понятно, собственно груз или же пассажиры. Кроме того в фюзеляже обычно располагается топливо и вооружение (для военных самолетов).

элементы конструкции самолета

А вот это для работы... ТУ-154

Крыло. Собственно, главный летательный орган :-). Состоит из двух частей, консолей, левой и правой. Основное предназначение – создание подъемной силы. Хотя справедливости ради скажу, что на многих современных самолетах ему в этом может помогать фюзеляж, имеющий уплощенную нижнюю поверхность (это та самая  подъемная сила плоской пластины). На крыле расположены органы управления для поворота  самолета вокруг его продольной оси, то есть управление креном. Это элероны, а также  органы с экзотическим названием интерцепторы. Там же, на крыле раположена так называемая взлетно-посадочная механизация. Это закрылки и предкрылки. Эти элементы улучшают характеристики взлета и посадки самолета (длинну разбега и пробега, взлетную и посадочную скорости). На многих самолетах в крыле также  располагается топливо, а на военных самолетах вооружение.

элементы конструкции самолета

Ну и где тут фюзеляж?... Су-27

Хвостовое оперение. Не менее важный элемент конструкции самолета. Состоит из двух частей: киль и стабилизатор. Стабилизатор, в свою очередь, как и крыло, состоит из двух консолей, левой и правой. Основное предназначение – стабилизация полета, то есть они помогают самолету сохранять то направление полета и высоту, которые ему первоначально были заданы вне зависимости от атмосферных воздействий. Киль стабилизирует направление, а стабилизаторвысоту. Ну, а если экипаж, пилотирующий лайнер захочет изменить курс полета, то для этого на киле существует руль направления, а для изменения высоты на стабилизаторе соответственно руль высоты.

Обязательно зацеплю мою любимую тему о понятиях. Неправильно говорить «хвост», имея ввиду киль, как это частенько можно услышать в неавиационной среде. Хвост вообще слово специфичное и относится к хвостовой части фюзеляжа вместе с оперением.

элементы конструкции самолета

Бывает такое шасси... МИГ-25

Еще одна немаловажная часть, элемент  конструкции самолета (хотя маловажных наверное нет :-)). Это взлетно-посадочное устройство, а по простому  шасси. Используется на взлете, посадке и рулении. Функции достаточно серьезные, ведь каждый самолет, как известно, просто обязан «не только хорошо взлететь, но и крайне удачно сесть» :-). Шасси — это не просто колесо, а целый комлекс очень серьезного оборудования. Одна только система уборки-выпуска чего стоит… Здесь, кстати присутствует всем известная АВS. К нам на автомобили она пришла из авиации.

элементы конструкции самолета

А бывает и такое шасси... АН-225 "Мрия"

Еще я упоминал о силовой установке. Двигатели могут располагаться внутри  фюзеляжа, либо в специальных мотогондолах под крылом или на фюзеляже. Это основные варианты, но есть еще и частные случаи. Например, двигатель в корневой части крыла, частично утопленный в фюзеляж. Замысловато звучит, правда? Зато интересно. В современой авиации вообще много появилось замысловатого. Где например фюзеляж в чистом виде на самолете МИГ-29, или Су-27. А нет его. В техническом плане он, конечно выделяется, но внешне… Сплошное крыло, двигатели и кабина :-).

Ну, вот, пожалуй, и все. Основные элементы конструкции самолета я перечислил. Суховато получилось, но ничего. О каждом этом элементе мы еще поговорим в дальнейшем и уж там-то я разгуляюсь :-). Ведь разнообразие компоновок, конструкций и состава оборудования очень большое. Это и различные общие схемы и разные компоновки хвостового оперения, крыла, различные конструкции и расположение шасси, двигателей, мотогондол и т.д. Из всего этого многообразия получается множество всевозможных летательных аппаратов, как уникальных в своих возможностях и безумно красивых, так и массовых, но все равно красивых и притягательных.

Пока :-). До следующей встречи…

P.S. Как я разошелся, а?! Ну прям, как о женщине :-)…

Фотографии кликабельны.

This entry was posted in САМОЛЕТ and tagged , . Bookmark the permalink.

44 Комментариев: Элементы конструкции самолета.

  1. Mane говорит:

    Здравствуйте я из Армении , хочу стать пилотом , куда бы вы посоветовали поступить ?

  2. Антон говорит:

    правильно ли я понимаю, что именно благодаря воздушному сопротивлению киля, когда самолёт получает крен (и начинает смещаться в сторону за счет горизонтальной составляющей подьемной силы крыльев), именно это сопротивление на хостовую часть в итоге поворачивает нос в сторону поворота. Иначе мне не понятно, из-за чего это еще может происходить. Плюс я заметил, что на более коротких модификациях самолетов киль гораздо больше по площади, видимо чтобы момент силы (сила * плечо) была такой же, как на длиннофюзеляжном варианте.

    спасибо.

    • Юрий говорит:

      Правильно. То есть все идет по законам боковой устойчивости и управляемости. В формировании боковой горизонтальной составляющей п.с. участвует еще руль направления, отклоненный в сторону разворота. Размер киля рассчитывается в зависимости от характеристик как устойчивости, так и управляемости данного конкретного типа самолета.

  3. Алексей говорит:

    Здравствуйте, мне 13 лет и я мечтаю стать пилотом гражданской авиации.
    Не могли бы вы мне посоветовать, что надо знать чтобы поступить в институт и какие предметы изучать более усердно.

    Спасибо.

    • Юрий говорит:

      В принципе ничего особенного не требуется. В рамках школьной программы нужно обратить особое внимание на математику, физику и английский язык. ЕГЭ соответственно. Если вы будете интересоваться околоавационными науками типа аэродинамики и конструкции летательных аппаратов, то это только на пользу, но в принципе вас всему там научат. Нужно следить за здоровьем. Придется проходить врачебно-летную комиссию и специальный профессиональный отбор. А также тестовые испытания по физкультуре.

  4. Алексей говорит:

    Здравствуйте Юрий.
    Меня зовут Алексей ,я живу в Германии. Премного через 2 года собираюсь поступать в авиашколу. Хочю заранее подготовится , хочу спросить: не могли бы вы посоветовать учебники или хоть какую-то нибудь путёвую учебную информацию , где это взять. Спасибо

    • Юрий говорит:

      Отвечу Вам через пару недель, обязательно. Сейчас я в отпуске и у меня ограниченный доступ к информации…

  5. Roza говорит:

    Здравствуйте! я из Армении…А в школе не возможно построить самолет?….маленький….для этого что требуется?

    • admin говорит:

      Здравствуйте! 🙂 Вопрос Ваш довольно обширен, чтобы на него ответить сразу конкретно. Но попробую. Надеюсь я Вас правильно понял и речь не идет о самолете для полетов с человеком на борту. Хотя постройка его в идеале тоже возможна, но при наличии компетентного руководителя, солидной материальной базы и еще кое-чего. Я думаю, Вы имеете ввиду летающую модель самолета. если это так, то построить ее конечно можно, как в школе, так и дома. Нужно определиться для начала, что Вас конкретно интересует. Видов моделей много. Бездвигательные (планеры), резиномоторные, с двигателями внутреннего сгорания, радиоуправляемые, кордовые и т.д. Судя по Вашему вопросу, Вы этим не занимались раньше и опыта у Вас нет. Поэтому если Вы хотите именно построить самолет (можно ведь купить уже готовый), то Вам лучше всего купить набор заготовок для постройки какой-либо простой модели. Они достаточно дешевы и есть практически везде. В этом наборе есть уже готовые чертежи, материалы и рекомендации. Начинать надо именно с простых, то есть совсем простых, чтобы набить руку. Делая такого рода модели, Вы получите необходимые навыки и поймете, какой нужен инструмент, материалы, знания и т.п. Сам в детстве этим занимался, да и сейчас не против :-). Начинать делать модель полностью с нуля без наличия опыта (или компетентного руководителя) не рекомендую. Потратите много времени, денег и даже нервов :-). Кое-какой опыт, иной раз достаточно полезный можно почерпнуть в интернете. Например (навскидку) здесь или здесь.
      Ну вот как-то так… Если Вас будет интересовать что-либо более конкретное, пишите, разберемся… 🙂

  6. Александр говорит:

    В одной из Ваших тем увидел чудо времён становления авиации-триплан. Раньше такого самолёта, вернее фотографий, просто не встречал. В чём преимущество триплана по сравнению с бипланом? А существуют ли подобные схемные решения (трипланы) в современной малой авиации?
    Кстати, не комплимент, а просто констатация факта: Ваш сайт настолько интересен и материал подан доступно, что на некоторые темы, которые публиковались несколько месяцев назад и которые я уже прочитал, я выхожу повторно.

    • admin говорит:

      Спасибо, приятно слышать :-)… Жаль, что нехватка времени не позволяет писать больше, тем более, что есть желание и возможности. Однако, видимо, в скором будущем эта ситуация улучшится :-). Заходите, буду рад….
      О трипланах.
      Были не только трипланы, но и квартопланы (не уверен, что верно это слово пишу, но я думаю Вы поняли :-)) и даже большее количество плоскостей. Были такие, например, машины, когда устанавливали два блока: впереди трипланный, а после кабины пилота — бипланный. А отличие все в том же направлении — рост подъемной силы, большая скороподъемность и меньший радиус виража, то есть попросту лучшая маневренность. Незря в основном трипланами (или еще говорят полипланами) были в основном истребители, самолеты для воздушного боя. Самые известные из них — это английский Сопвич Триплан и последовавший за ним немецкий Фоккер DR.1 ( на нем летал Красный Барон).
      Однако усугублялся самый главный недостаток — сопротивление, как лобовое, так и растущее (из-за дополнительных плоскостей) индуктивное, плюс неблагоприятное взаимовлияние (интерференция) консолей друг на друга. Вобщем зависело все от того, насколько удачна конструкция и мощнее движок. Как только научились делать бипланы посовершеннее, от трипланов отказались и вернулись к бипланам.
      На сегодняшний день, насколько я знаю, их не делают. Вот как-то так :-)…..

  7. Александр говорит:

    Хотелось бы узнать о предкрылках и закрылках. Предкрылки, например,есть не у всех самолётов,также как и закрылки.
    1) назначение
    2) управление ими, т.е они ставятся на фиксированный угол, или угол может быть изменён?
    И второй вопрос.Вы рассказали о схеме моноплана. А приходилось ли Вам летать на биплане (за исключением АН-2).Какой самолёт ( имею ввиду моноплан или биплан) проще в управлении, маневренности, посадочной/взлётной дистанции?

    • admin говорит:

      Прошу прощения за задержку с ответом. Вечный дефицит времени — болезнь века :-). По поводу предкрылков и закрылков… Это элементы взлетно-посадочной механизации. О ней у меня на подходе статья, Вы меня немного опередили :-). Поэтому отвечу коротко. Закрылки используются для улучшения несущих свойств крыла при полете на малых скоростях. Обычно это бывает взлет и посадка. Они увеличивают подъемную силу, но и сопротивление тоже, поэтому на взлете угол отклонения закрылков меньше, чем на посадке (дабы не отнимать часть тяги движков на преодоление доп. сопротивления). Предкрылки позволяют летать на больших углах атаки без срыва потока с крыла (то есть полет устойчив). Такие полеты обычно тоже проходят на малых скоростях. Углы отклонения закрылков и предкрылков фиксированные. Обычно их бывает несколько в соответствии с режимами полета.
      По поводу биплана. К сожалению летал только на АН-2. Большую часть своих прыжков с парашютом делал с него. Биплан, кстати, тоже тема для более подробного рассказа. Биплан обычно проще в управлении и более маневренный, но на сравнительно небольших скоростях, потому что главный его недостаток — это большое лобовое сопротивление. Взлетно-посадочная дистанция у биплана меньше, чем у моноплана.

  8. Людмила говорит:

    Теперь совершенно понятно из чего состоит самолет

  9. Роман говорит:

    Интересно изучить самолет, их конструкции. Помнится в детстве клеил их.

  10. Антон говорит:

    Интересно! Многое даже не знал

  11. Ольга говорит:

    Чувствуется, как Вы влюблены в самолеты. У Вас ВЫСОКАЯ мечта!

  12. Роман говорит:

    Элементы конструкции самолета вот это да даже не знал Спасибо за статью интересная

  13. Татьяна. говорит:

    Для меня такая информация сложновата. Тематика техники женщинам наверное не очень близка.

    • admin говорит:

      Я думаю, что все зависит от наклонностей человека. А то, что женщина и техника далеки друг от друга — это просто стереотип. У меня есть мужики знакомые, которые простой розетки как черт ладана бояться. Я вообще стараюсь в технические подробности особо не углубляться… Так, по минимуму :-).Заходите в гости, будет (и уже есть) достаточно интересного, с техникой не связанного. Буду рад :-).

  14. Иван говорит:

    Хорошая тематика блога.

  15. Анна говорит:

    Все таки элементы конструкции самолета не для женского ума! 🙂 А ТУ-154 очень красив! Стройный, с Боингом не сравнится.

    • admin говорит:

      Насчет женского ума это Вы, Анна, зря :-)… Немало ведь есть женщин-авиаконструкторов, инженеров, председатель межгосударственного авиационного комитета тоже женщина. Одну ооочень хитрую конструкцию шасси на истребителе МИГ-23 в свое время тоже женщина придумала, молодая, студентка была почти. Так что иной раз мужикам и не угнаться :-)… Об этом мы еще поговорим. Заходите в гости…

  16. Игорь говорит:

    Много нового узнал о самолетах, спасибо!

  17. Александр говорит:

    Познавательная информация.Удачи.

  18. NinaPontil говорит:

    Интересное направление сайта о самолетах, спасибо неожиданная для меня тема

  19. Игорь говорит:

    Просто, познавательно, интересно. Спасибо.

  20. valnik56 говорит:

    Содержательное и понятное изложение материала.Спасибо!

  21. Ксения говорит:

    Обязательно дам ссылку на Ваш сайт своему племяннику. Он очень увлекается авиацией, а у Вас все так понятно и доступно.

  22. Евгения говорит:

    Спасибо за познавательную статью!

  23. Анна говорит:

    Очень познавательно, спасибо

  24. Natabul говорит:

    Хорошо рассказали об элементах самолета, теперь понятно что есть что.

  25. Елена говорит:

    Юрий, вы очень просто и доступно рассказываете о таких сложных вещах, как конструкция самолета, что даже людям далеким от авиации, все становится понятно. Восхищаюсь вами!
    Название сайта в полной мере соответствует его содержанию 🙂

    • Crazy Diamond говорит:

      Как-то привычней левая и правая плоскости вместо консолей.
      Кстати, следовало бы упомянуть распространенное заблуждение, что у самолета 2 крыла — левое и правое.

      • admin говорит:

        Да вобщем-то, наверное, дело вкуса :-), то есть кому как больше нравится. Консоль вобще-то слово французское и довольно старое. Плоскость — чисто русское. Я пока в училище учился нас все время консоль учили говорить, потом в полку все плоскость говорили. Так что я к обоим привык. И, думаю, в дальнейшем оба буду употреблять :-). Насчет заблуждения совершенно с Вами согласен. Об этом начал писать еще в самом начале http://avia-simply.ru/gul-turbin/, а конкретно по поводу крыла уже упомянул здесь http://avia-simply.ru/podjemnaja-sila/

      • Александр говорит:

        У самалета одно крыло единное

        • Юрий говорит:

          Совершенно правильно :-). Я об этом пишу в нескольких статьях на сайте. Однако, «и на старуху бывает проруха». Это просто из раздела дурных привычек. Голова знает, но иногда успеваешь сказать быстрее, чем подумаешь :-)… Поправлю…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *