Привет!
Вчера повозился с сайтом, как всегда допоздна. Не спать до двух или до трех уже стало доброй традицией :-). А когда улегся окончательно, включил телевизор, чтобы отвлечься. За весь день-то времени на него нет. И вот на канале «Наше любимое кино» начинается фильм. Я понял что со сном опять будет напряг. Фильм мой любимый, «Хроника пикирующего бомбардировщика». И смотрел-то я этот фильм всего месяц назад, даже в статье об этом написал. Но уж больно я уважаю фильмы о войне, а в особенности, сами понимаете, если в них главные действующие лица авиаторы и, конечно же, самолеты… То есть, как известно, первым делом самолеты :-)… Вот тут и возникла новая тема: самолет и кино.
Любой фильм, чье действие связано с техникой какого-то прошедшего исторического периода, всегда выигрывает, если эта техника показана достоверно. Секрет достоверности прост: сниматься должны оригиналы.
Ну, а если этих оригиналов уже нет? Ведь время (да и сам человек) очень беспощадно. Кроме того мы с вами говорим конкретно об авиации, и это накладывает свои сложности. Ведь одно дело заставить ездить старую машину или танк и совсем другое летать самолет. Разницу чувствуете? Вот тут кинематографисты идут на всевозможные ухищрения. Если режиссер хороший и бюджет позволяет, то используются сохранившиеся или восстановленные оригиналы. Если их нет, то используются имеющиеся самолеты других типов, но похожие по очертаниям. Их, так сказать, гримируют при помощи подручных материалов, доводя сходство до максимума. После этого, правда, таким образом перестроенный самолет в воздух не поднимается :-). Часто используются хроникальные кадры. Иной раз их довольно искусно вплетают в общее повествование, иной раз это не очень-то получается. Бывает, что используют уменьшенные модели-копии, но меня это, мягко говоря, не вдохновляет. Однако совсем уж нехорошо, когда, вобщем-то, современный самолет, которого в те времена и в проекте не было, показывают в кадре, выдавая его за нечто исторически достоверное. В этом случае органично связать самолет и кино, по-моему, не получается. Конечно, для людей несведущих все это особого значения, видимо, не имеет. Но на месте кинематографистов я бы не стал полагаться на что-то типа «а, ладно, и так прокатит».
В этом плане фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» производит хорошее впечатление. Фильм снят в 1967 году и там показаны настоящие фронтовые бомбардировщики времен войны ПЕ-2, как снаружи, так и внутри. Видимо к тому времени еще сохранились. Правда все их полеты, снятые со стороны – хроника. А вот почтовиком, пролетавшем в небе выступил и сейчас исправно летающий АН-2, который серийно начал выпускаться в СССР только с 1949 года. В качестве немецких истребителей Фокке-Вульф-190 (Фоккеры) за исключением редких хроникальных (но удачно вставленных) кадров, показаны наши послевоенные учебно-тренировочные самолеты ЯК-18 (начало выпуска 1946 год) с их характерными выступами на капоте двигателя. Их только слегка подкрасили. Хорошо это видно в том моменте, когда немецкий пилот и ст. лейтенат Архипцев изъясняются на пальцах :-).
ЯК-18 вообще частенько выдавали за истребитель времен войны. Характерный пример – это фильм «В бой идут одни старики». По фильму должны быть вроде как ЛА-5 (отличная машина была, кстати), а на самом деле ЯК-18 более поздней модификации, спортивный, аэроклубовский. Это, в принципе, общего впечатления не портит, но вот мессер (известный и хороший немецкий истребитель МЕ-109), тот самый, которого Маэстро «махнул не глядя», на мой взгляд там никакой. Вместо него показан послевоенный чехословацкий учебно-тренировочный самолет Zlin Z-126 Trener. Этот самолет тоже почему-то киношники полюбили и его частенько выдавали именно за мессера, хотя на мой взгляд ничего общего. А вот ночной легкий бомбардировщик У-2 там настоящий. Правда гражданский вариант, но аппарат настоящий. А на сегодняшний день этот самолет (летающий, принимал участие в воздушном параде 7-го ноября этого года в Самаре)) воостановлен только в одном экземпляре. Увы! Ведь такая заслуженная машина. Впрочем это тема для отдельного разговора….
ЯК-11 – тоже учебно-тренировочный самолет послевоенной поры (1946 год – начало эксплуатации). Он на съемках успешно заменял собой таких тружеников войны, как ЯК-3 и ЯК-9. Хорошо это видно в фильме «Нормандия-Неман» 1960-го года. И, вобщем-то, очень неплохо получилось.
Еще один известный в этом плане самолет — ЛИ-2. Этот заслуженный аппарат начал производиться в СССР еще с 1939 года по американской лицензии. Активно летал в войну и отдельные его экземпляры есть и сейчас. Не знаю, правда, летающие ли. Я сам видел его в полете уже давно, году где-то в 1973. Этот самолет, как говорится, сам бог велел снимать в военно-исторических фильмах, что и делалось довольно активно :-). Снимался он, как в качестве самого себя 🙂 (хорошо показан в фильме «Офицеры»), так и «за других». Например в фильме «Торпедоносцы» (1983 год) его успешно загримировали под ИЛ-4Т. Приделали ему вполне правдоподобный застекленный нос, соединили действие с хроникальными кадрами и фильм, на мой взгляд, получился очень удачный.
Достаточно часто в военных фильмах до сих пор снимается уже упомянутый АН-2. Это видимо из-за его характерной внешности «кукурузника». Очень приличный самолет и летает до сих пор, хотя несколько устарел по современным требованиям.
Ничто не вечно, к сожалению, и с течением лет задачи кинематографистов по соблюдению, так сказать, историческо-технической 🙂 правды усложнялись. Однако в наше время, когда бешеными темпами развиваются компьютерные технологии, совместить самолет и кино стало гораздо проще. Компьютерная графика иной раз бывает настолько точна, что и меня с моей привередливостью все устраивает и даже очень нравится :-). Всех фильмов, где летают «нарисованные» самолеты не перечислю, конечно, но запомнился мне сериал 2009 года «Баллада о бомбере». А запомнился потому, что там снялся настоящий бомбардировщик времен войны ТУ-2. Не летал, естественно, летали «компьютерные» (очень, кстати, неплохо летали :-)), но настоящий был! Где уж киношники его взяли не знаю, может из музея какого, но тем не менее… Молодцы!
Самолет и кино. Во что интересно выльется это сочетание с течением времени? И то и другое красиво, интересно и даже грандиозно. Какое будет соединение? Еще более красивое и грандиозное? Будем надеяться…
P.S. В качестве «лирического» завершения… Помните в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика» была маленькая собачка по кличке Дутик? Знаете, что такое дутик? Это маленькое колесо, на которое опирался хвост самолета на стоянке (когда нос поднят). Забавно. Настоящая авиационно-техническая кличка :-)…
Фотографии кликабельны.
Здравствуйте Юрий! Не могу не оставить комментарий.:-) Когда-то и я к киноляпам относился довольно критично. Более того, дополняя Вас замечу, что в начале фильма «В бой идут одни старики», на посадку заходит ЛА-7 (нет характерной ЛА-5 «бородки» маслорадиатора). А Виталий Попков, прототип героя Леонида Быкова , летал действительно на ЛА-5ФН.( белый 01, 5 гиап). Но, ценность фильмов, конечо не в этом. Авторы пытаются донести до нас характеры, взаимоотношения и переживания героев, их поступки, в первую очередь… Откровенное вранье, конечно, смазывает впечатление, но те годы всё дальше, а время безжалостно. Увы! 🙂
а почему нашим ОКБ Яковлева и Туполева нельзя было построить по старым чертежам-реплику? не думаю,шо это дорого. зато фильмы бы выиграли,хотя они и так за душу берут
Ваши бы слова да, как говорится, богу в уши. Сейчас вроде бы делается кое-что, но похоже без участия КБ… к сожалению…
Спасибо за Ваш отличный сайт! Сам фанат авиации, с детства мечтал быть пилотом, готовился, но судьба сложилась по-другому. Однако, интереса к авиации во всех проявлениях не утратил.
Что касается «В бой идут одни старики» — меня тоже всегда очень напрягало это видимое несоответствие техники в кадре. Но в том фильме вообще много несоответствий — хоть сам фильм считается хорошим.
Если обратить внимание даже на прически летчиков — это чистые 70-е годы — у всех баки и длинные патлы сзади. Все эти неточности смазывают впечатления. У меня всегда при просмотре было ощущение какой-то «клюквы».
Не за что :-)… Заходите, буду рад.
А фильм сам по себе, конечно, хороший. Возможностей вот только у авторов маловато было. Конечно, у такого рода фильмов должен быть немалый бюджет, я думаю. В наше время быть может получилось бы что-нибудь получше.
Не всегда киношники могут соответствующий реквизит найти, главное для них, чтобы мы следили за сюжетом.
Если фильм сделан хорошо (как я говорю «правильно» :-)), то, конечно, недостатки с реквизитом, даже если кому-то заметны, этот фильм не портят. Но сама по себе тема интересная, согласитесь7 :-)…
Пожалуйста, больше статей по истории авиации, это очень интересно.
А я «Хроники» не помню, но почему-то вспомнила «В бой идут одни старики». Может быть, эти несоответствия и есть, но достоинства самого фильма гораздо важнее, как мне кажется… Спасибо, столько информации новой узнала, а фотографии сопровождения — просто отличные!
Совершенно с Вами согласен. Конечно несоответствия не столь важны, если фильм сделан хорошо. К сожалению, у создателей фильма не всегда есть возможности воспроизвести все в полном соответствии с историей, но если режиссер мастер своего дела, то ему это не мешает. «В бой идут одни старики» — один из моих любимых фильмов и я смотрю его всегда с удовольствием, несмотря на то, что знаю о подменах… 🙂
Вам, как специалисту, заметны в кино подмены самолетов, а простой зритель их не замечает, и это совершенно не портит впечатление о фильмах. Я, честно сказать, никогда не задумывался над тем, настоящие в фильмах Ла, Пе и т.д., или нет:) Это, если сравнивать с моей тематикой, я всегда вижу умеет актер играть на муз. инструменте или нет:). Так и люди других профессий — они замечают несоответствия, но на художественных достоинствах фильма это не отражается. Жаль конечно, что не сохраняется действующие оригиналы легендарных самолетов, неужели нет меценатов, «собирающих» самолеты?
Есть и меценаты, но к сожалению не у нас, не в России. Есть целые клубы, занимающиеся восстановлением старой авиационной техники до летного состояния ( в этой статье фото «Мессер» и ЯК-9 из этих клубов), но все они в Америке и в Западной Европе…
И статья и фото классно.
Отличнейшая статья! Фотки просто супер! 🙂
Интересно читать отзывы об использованных в фильмах самолетах с точки зрения профессионала. К сожалению, во многих вопросах в производстве фильмов используется принцип «а, ладно, и так прокатит».
К сожалению, не смотрела фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», но зато смотрела фильм «Авиатор». Этот фильм настоящий шедевр.
Прикольно!
интересное у вас увлечение, для меня это просто самолеты а вы я смотрю видите в них всю историю, очень приятно знакомится с такими увлеченными людьми, спасибо вам за подробнейшее описание смотрела вместе с внуком он мне даже еще и рассказывает что то про них
С удовольствием все фото просмотрел!
Здравствуйте! Мне очень понравился Ваш сайт. Все очень интересно и оригинально. Много нужного материала. Буду заходить к Вам в гости. Я тоже как и вы занялся сайтостроением. Прошу тоже комментировать мои статьи и ретвитеть . Буду очень вам благодарен!
Интересная статья,у меня как только глаза видят 2-слова самолет и кино сразу вспоминается фильм Перл Харбор. Все советую спс автору за статью!
Не за что! :-). А насчет Перл-Харбора абсолютно согласен. Нравится мне этот фильм и снят очень правдоподобно.
Александр.советую посмотреть ранний фильм про перл харбор тора,тора,тора.масса самолетов как в грима так и настоящих.ну и битва за британию не-111 и мессеры настоящие
Вот за это спасибо :-)! Обязательно посмотрю. Фильмы похоже как раз по моему вкусу :-)…
Потрясающая информация. Вы настолько влюблены в то, о чем пишите, что это даже удивительно. Замечательный сайт, интересная статья.
Да, вы меня удивили. Но это просто вы очень хорошо разбираетесь в этом деле. А я смотрю и нормально воспринимаю. Если, конечно, уж не совсем подделку видно.
🙂 Я тоже нормально воспринимаю, просто знаю что к чему :-). Главное, чтобы фильм был хороший, тогда про огрехи забываешь.
вот что значит — профессионал в данной области.! я как дилетант даже не подозревала, что такие подмены есть. смотришь фильм и принимаешь все за чистую монету :))
Красавцы. Автору респект, статья удалась)
Статья получилась очень подробная и развернутая, а фотографии — так вообще классные. Очень интересная тема про самолеты, которые снимают в кино. А мне нравится фильм «В бой идут одни старики». Смотрел его много раз. Спасибо за информацию.
Добро пожаловать за наградой!
http://tepliesledi.ru/istorii-uspeha/priz-v-nominatsii-molodoy-i-perspektivnyiy-sayt
История авиации прекрасная тема .А кино и авиация просто супер.!!!
Порой даже и не верится, что кукурузники в годы войны, были грозным оружием для немцев.
Cамолеты просто супер