Элементы конструкции самолета.

Привет!

элементы конструкции самолета

Вот это для удовольствия... Су-26

Это небольшая  статья о том, что вобщем-то все кажется видели, но не все себе это представляют.

И для того, чтобы двигаться дальше, нужно определиться, как всегда, в моих любимых понятиях.

Что такое самолет вообще? Это летательный аппарат, предназначеный для перемещения различных грузов и людей по воздуху. Определение примитивное, но верное. Все самолеты, как бы романтично они не выглядели,  создаются для работы. И только спортивная авиация существует  исключительно для полета. Да еще какого полета :-)!

Что же помогает самолету испонять свое предназначение. Что делает самолет самолетом. Назовем основные элементы конструкции самолета: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, взлетно-посадочное устройство.

элементы конструкции самолета

Элементы конструкции и органы управления

Отдельно можно еще выделить силовую установку, то есть двигатели и винты ( если самолет винтовой). Первые четыре  элемента обычно объединяют в один узел, называемый в авиации планер. Стоит заметить, что все вышеперечисленное относится к так называемой классической компоновочной схеме.  Ведь на самом деле этих схем несколько. В других схемах некоторых элементов может не быть. Об этом  мы еще обязательно поговорим  в других статьях, а пока  уделим внимание самой простой и распространенной,  классической схеме.

Фюзеляж. Это, так сказать, основа самолета. Он как бы собирает в единое целое все остальные элементы конструкции самолета и является вместилищем авиационного оборудования (авионика) и полезной нагрузки… Полезная нагрузка – это, понятно, собственно груз или же пассажиры. Кроме того в фюзеляже обычно располагается топливо и вооружение (для военных самолетов).

элементы конструкции самолета

А вот это для работы... ТУ-154

Крыло. Собственно, главный летательный орган :-). Состоит из двух частей, консолей, левой и правой. Основное предназначение – создание подъемной силы. Хотя справедливости ради скажу, что на многих современных самолетах ему в этом может помогать фюзеляж, имеющий уплощенную нижнюю поверхность (это та самая  подъемная сила плоской пластины). На крыле расположены органы управления для поворота  самолета вокруг его продольной оси, то есть управление креном. Это элероны, а также  органы с экзотическим названием интерцепторы. Там же, на крыле раположена так называемая взлетно-посадочная механизация. Это закрылки и предкрылки. Эти элементы улучшают характеристики взлета и посадки самолета (длинну разбега и пробега, взлетную и посадочную скорости). На многих самолетах в крыле также  располагается топливо, а на военных самолетах вооружение.

элементы конструкции самолета

Ну и где тут фюзеляж?... Су-27

Хвостовое оперение. Не менее важный элемент конструкции самолета. Состоит из двух частей: киль и стабилизатор. Стабилизатор, в свою очередь, как и крыло, состоит из двух консолей, левой и правой. Основное предназначение – стабилизация полета, то есть они помогают самолету сохранять то направление полета и высоту, которые ему первоначально были заданы вне зависимости от атмосферных воздействий. Киль стабилизирует направление, а стабилизаторвысоту. Ну, а если экипаж, пилотирующий лайнер захочет изменить курс полета, то для этого на киле существует руль направления, а для изменения высоты на стабилизаторе соответственно руль высоты.

Обязательно зацеплю мою любимую тему о понятиях. Неправильно говорить «хвост», имея ввиду киль, как это частенько можно услышать в неавиационной среде. Хвост вообще слово специфичное и относится к хвостовой части фюзеляжа вместе с оперением.

элементы конструкции самолета

Бывает такое шасси... МИГ-25

Еще одна немаловажная часть, элемент  конструкции самолета (хотя маловажных наверное нет :-)). Это взлетно-посадочное устройство, а по простому  шасси. Используется на взлете, посадке и рулении. Функции достаточно серьезные, ведь каждый самолет, как известно, просто обязан «не только хорошо взлететь, но и крайне удачно сесть» :-). Шасси — это не просто колесо, а целый комлекс очень серьезного оборудования. Одна только система уборки-выпуска чего стоит… Здесь, кстати присутствует всем известная АВS. К нам на автомобили она пришла из авиации.

элементы конструкции самолета

А бывает и такое шасси... АН-225 "Мрия"

Еще я упоминал о силовой установке. Двигатели могут располагаться внутри  фюзеляжа, либо в специальных мотогондолах под крылом или на фюзеляже. Это основные варианты, но есть еще и частные случаи. Например, двигатель в корневой части крыла, частично утопленный в фюзеляж. Замысловато звучит, правда? Зато интересно. В современой авиации вообще много появилось замысловатого. Где например фюзеляж в чистом виде на самолете МИГ-29, или Су-27. А нет его. В техническом плане он, конечно выделяется, но внешне… Сплошное крыло, двигатели и кабина :-).

Ну, вот, пожалуй, и все. Основные элементы конструкции самолета я перечислил. Суховато получилось, но ничего. О каждом этом элементе мы еще поговорим в дальнейшем и уж там-то я разгуляюсь :-). Ведь разнообразие компоновок, конструкций и состава оборудования очень большое. Это и различные общие схемы и разные компоновки хвостового оперения, крыла, различные конструкции и расположение шасси, двигателей, мотогондол и т.д. Из всего этого многообразия получается множество всевозможных летательных аппаратов, как уникальных в своих возможностях и безумно красивых, так и массовых, но все равно красивых и притягательных.

Пока :-). До следующей встречи…

P.S. Как я разошелся, а?! Ну прям, как о женщине :-)…

Фотографии кликабельны.

This entry was posted in САМОЛЕТ and tagged , . Bookmark the permalink.

44 Комментариев: Элементы конструкции самолета.

  1. Андрей говорит:

    В картинке, приведенной в статье где изображен су 27, сзади кабины пилотов видно(поднят) какой то элемент фюзеляжа.
    Можете подсказать что это и зачем?

    • Юрий говорит:

      Это тормозной щиток. Функции его в создании дополнительного аэродинамического сопротивления при движении самолета (полет, пробег…). Это бывает необходимо либо для интенсивного торможения в полете и при посадке (пробег), либо при выполнения элементов пилотажа. На фото самолет как раз в процессе посадки…

  2. Виктория говорит:

    Очень хорошо написали! Для новичка все понятно и ничего лишнего!:)

  3. Александр говорит:

    Когда за бортом -30 — -40 градусов на эшелоне то резина имеет свойства остекловываться т.е. терять свойства эластичности. У самолета резина в нише шасси как то кондиционируется (прогревается) перед посадкой?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *